Google представил игровой сервис Stadia. К нему много вопросов
19 марта на конференции GDC в Сан-Франциско, компания Google показала собственный стриминговый и социальный сервис Stadia, а также фирменный геймпад. Stadia позволит играть в современные игры на любом устройстве с поддержкой браузера Chrome. Несмотря на амбиции поискового гиганта, к проекту уже накопились вопросы. Редакция AIN.UA перечисляет основные факты.
Что такое Stadia
Сервис для облачного гейминга. Для игры не понадобится мощное устройство — все вычисления проходят в облаке, пользователю просто стримят видеоряд и забирают информацию о кликах.
Пока что заявлена работа на любом устройстве с поддержкой актуальных версий браузера Chrome: телевизоры с Chromecast, ноутбуки, хромбуки, смартфоны, планшеты. В будущем проект обещают расширить на другие ОС и браузеры. На старте будет доступен стриминг вплоть до 4K-разрешения и фреймрейта в 60 fps, в будущем обещают поддержку 8K и 120 кадров в секунду.
Как это работает
Чтобы игры без проблем исполнялись в облаке, Google вместе с AMD создали серверные модули мощностью в 10,7 терафлопсов каждый. Для сравнения, производительность Xbox One X — 6 терафлопсов, у PS4 Pro — 4,2 терафлопса.
Google описывает Stadia-компьютер так: кастомная SoC от AMD с тактовой частотой 2,7 ГГц, 16 ГБ оперативной памяти, пропускная способность до 484 ГБ/сек. Ключевая особенность, на которую делает ставку Google — разветвленная инфраструктура, которая позволит игрокам со всего мира испытывать наименьшую задержку при соединении. Оборудование для Stadia установят в 7500 серверных ферм компании по всему миру.
Если игра мультиплеерная, уменьшение задержки для Stadia-игроков якобы обеспечит то, что трафик будут проходить непосредственно между серверами Google. Соответственно, не будет и читеров. При этом, будет поддержка кросс-платформенного мультиплеера. В Google говорят, что возможности Stadia открывают дорогу для «королевских битв» на тысячи человек с современной графикой и полной разрушаемостью. Сейчас баттл-рояль игры обычно поддерживают до 100 игроков на карте.
Еще один плюс: мгновенная установка игр и отсутствие задержек на установку патчей, обновлений. От добавления игры до первого запуска проходит менее 5 секунд.
Что за геймпад
Google не собирается делать под Stadia отдельную консоль — суть в том, чтобы играть можно было на любом сравнительно современном устройстве. Для ввода можно использовать обычные USB-геймпады, но в Google также разработали свой. Он работает по Wi-Fi и подключается напрямую к дата-центру Google, в обход локального компьютера. Это еще одно усилие по уменьшению задержки.
Также на джойстике будут выделенные кнопки для сохранения скриншотов и вызова голосового помощника Google Assistant. Можно спросить «Как пройти игру?» — ассистент подскажет прохождения на YouTube.
Во что можно будет поиграть
На старте заявлены DOOM: Eternal, Assassin’s Creed Odyssey и NBA2K. Какой будет библиотека сервиса на момент запуска пока неизвестно. Качество картинки можно приблизительно оценить по двухминутной записи геймплея DOOM: Eternal в 4K и 60fps.
В Google также запустили собственную студию Stadia Games and Entertainment. Она будет разрабатывать эксклюзивы для платформы. На должность руководителя переманили Джейд Рэймонд из EA Motive (выпустила кампанию Battlefront II). Рэймонд стояла у истоков серии Assassin’s Creed.
Также в Google наладили контакт со сторонними разработчиками — девкиты Stadia получили более 100 студий, заявлена поддержка создателей ключевых движков (Havok, CryEngine, Unreal ENGINE и Unity).
Что с социальными функциями
Заводить отдельный аккаунт не потребуется, можно использовать стандартный. Google сделала большую ставку на интеграцию Stadia и YouTube. Можно будет записывать и транслировать игровой процесс прямо на YouTube в максимальном качестве без дополнительных усилий или потери производительности.
Если автор разрешит присоединиться к его игре, можно будет перейти к геймплею просто по нажатию одной кнопки на YouTube.
Делиться игровыми моментами можно будет в виде короткой ссылки — после перехода по ней, другой пользователь окажется в том же месте, с теми же характеристиками персонажа и лутом.
Какие вопросы к сервису
Google не уточнила ряд ключевых моментов о Stadia. Например, неизвестна точная дата релиза — запустить Stadia обещают в течение 2019 года. Зато известна география проекта. В числе стран первой волны: США, Канада, центральноевропейские государства и страны Азиатско-тихоокеанского региона. Украины в списке нет.
Также неизвестна стоимость и принцип работы Stadia. За что будут платить пользователи: за время игры, за ежемесячную подписку? В Google также не уточнили, придется ли покупать цифровые копии игр.
Наконец, неясен и список игр, которые будут доступны на платформе. Google явно не будет ограничивать проект тремя релизами, но пока не готова назвать других партнеров.
Главное, непонятны сетевые требования. Какая скорость соединения и пинг будут оптимальны? Какую задержку в стандартных условиях обеспечивает сервис?
Поскольку Google не дала официальной информации, единственным источником стали ранние тесты Digital Foundry. Они играли в Assassin’s Creed Odyssey в разрешении 1080p и при 30 кадрах в секунду. Игра показала сравнительную с PC-версией графику, но изображение грешило артефактами при быстрых перемещениях. Управление в целом было отзывчивым — задержка составляла 166 мс, что сравнимо с результатом на Xbox One X, но больше показателей на PC. Если использовать фирменный контроллер, инпут-лаг будет меньше, уверены в Google.
Почему Stadia не будет «очередным сервисом Google»
В интервью изданию Kotaku глава Google Stadia Филл Харрисон рассказал, как в компании относятся к проекту. У журналистов возникли обоснованные сомнения — не станет ли игровая платформа таким же амбициозным проектом, которые закроют через несколько лет, как Google Plus? Харрисон уверяет, что такой перспективы нет:
Я понимаю беспокойство. Но я думаю, что всем нужно посмотреть на уровень инвестиций в которые мы сделали и продолжаем делать в Stadia. Это во всех смыслах не рядовой проект. Это очень важная затея, в которую вовлечены несколько компаний. В деле не только моя команда, но и команда YouTube, команда технической и сетевой инфраструктуры. Над этим бизнесом работают тысячи людей.
Напомним, ранее AIN.UA сообщал, что Google выпустила приложение для незрячих.
Google Stadia — облачная игровая платформа со странной стратегией монетизации
Немногим менее месяца назад Google представил свой облачный игровой сервис Stadia. Слухи о возможностях новой платформы ходили уже давно, и в ноябре представители корпорации сорвали все покровы с таинственной Stadia. Было заявлено, что эта платформа — революция в игровой индустрии. Некоторые пользователи довольны тем, что получилось, но все же у Stadia есть и большое количество недостатков. Один из них — не до конца понятная схема монетизации.
Прежде, чем приступить к ее обсуждению и анализу, стоит вспомнить основные претензии геймеров к Stadia. Некоторые из этих претензий появились сразу после презентации, остальные — во время тестирования платформы.
Ложки дегтя в небольшом бочонке с медом
О недостатках сервиса писали и говорили многие, так что нет смысла повторяться. Сейчас лишь коротко вспомним главные минусы игровой платформы Google.
Региональные ограничения
Основная проблема — сервис доступен далеко не для всех геймеров. И дело даже не в том, что для игры нужна очень хорошая связь, а в том, что Stadia на данный момент работает в тестовом режиме лишь в некоторых странах, причем России в этом списке нет.
Кроме того, играть получили возможность обладатели премиум-комплектов, количество которых ограничено. Стоимость не такая уж и маленькая — Chromecast Ultra, контроллер Stadia и кабель обойдется любителю игр в $129.
В следующем году, по словам представителей Google, играть можно будет и без необходимости приобретать устройства, чтобы получить подписку. Но все же это лишь обещание, выполнения которого можно ждать долго. К слову, в дополнение к оборудованию нужно покупать еще и подписку, которая стоит $25 в месяц.
Играть можно, но список игр невелик
На старте корпорация Google обещала пользователям Stadia дать доступ к списку из 30 игр. Потом его сократили до 12 и чуть позже расширили до 22-х. При этом игр, в которые действительно хочется поиграть, там не очень много. Самая известная из них — Red Dead Redemption 2.
Плюс ко всему, игры придется покупать отдельно, вне зависимости от того, есть ли эти же тайтлы в Steam. Многие другие игровые сервисы, включая Geforce Now или Playkey, позволяют подключить свой Steam-аккаунт и играть в свое удовольствие в уже купленные ранее игры.
Цены на игры
И вот теперь самое интересное — стоимость игр и финансовая политика Google в отношении их покупки. Цена на игры довольно высокая, причем не только на новые тайтлы, но и на проекты пятилетней и более давности. В Steam многие из них стоят пару долларов, тогда как в Stadia редко можно найти игру дешевле $20.
Правда, на некоторые игры pro-подписчикам положена скидка вплоть до 50%. Они же могут загрузить бесплатно Samurai Shodown и Destiny 2: The Collection. Правда, базовая версия игры недавно стала бесплатной для всех. А вот издание The Collection включает в себя дополнения Forsaken и Shadowkeep, которые необходимо покупать в Steam отдельно.
Ниже показана таблица со сравнением цен на одни и те же игры в Stadia, Stadia Pro, Steam/EGS US, Steam/EGS RU. Для удобства цены переведены в рубли из долларовых ценников игр Stadia для американского рынка, хотя оставлена и изначальная стоимость. Вполне вероятно, что в других странах стоимость будет отличной от цен в США, но сейчас об этом можно лишь гадать. В таблице же — фактическая цена.
Цены на подавляющее большинство игр у Stadia куда выше, чем у Steam. Самым наглядным примером может служить Tomb Raider, цена которого в российском Steam — всего 249 рублей.
В итоге игрок, которому хотелось бы играть много и часто, будет вынужден оставить в магазине Stadia больше денег, чем в обычных сервисах. Если приложить к этому цену игрового комплекта и стоимость подписки, получается, что экономия на «облаках» в случае Google, если сравнивать с консольным геймингом, невелика.
И ведь конкуренты Stadia предлагают облачный гейминг без дополнительных затрат на оборудование, включая GFN, PlayKey, LoudPlay, Drova и т.п.
Почему все так сложно?
Скорее всего, Google в рамках Stadia пытается опробовать совершенно новую и в какой-то мере странную схему монетизации. Предоставляя базовую услугу облачного гейминга бесплатно (что само по себе случится только в следующем году), компания попробует заработать путем повышения цен на игры. Вероятнее всего отбить затраты на владельцев бесплатных аккаунтов полностью так не получится, но так можно хотя бы частично покрыть расходы.
Если бы речь шла не о Google, то можно было бы предположить, что завышенные цены на игры — результат неудачных переговоров с издателями. Но поверить в то, что корпорация не смогла получить низкие ценники у поставщиков контент, сложно — уж слишком большое влияние у Google. Компания без проблем могла бы сделать топовые новинки бесплатными, завалив издателей авансовыми платежами. Но это сделано не было, поэтому можно предположить, что для Google проект Stadia не настолько важен, как компания пыталась это представить.
Перспективы игровой платформы
Похоже на то, что компания пока не знает в каком направлении двигаться, поэтому осторожно нащупывает путь. Но такой вариант может оказаться опасным — ведь игр пока не очень много, ажиотаж понемногу спадает, так что хардкорные геймеры, которые готовы платить за оборудование и подписку, не слишком охотно идут в Stadia. Ну а всем остальным это просто не нужно. Дефицит игр обусловлен еще и тем, что компания решила не получать права на эксклюзивы за деньги, а разрабатывать их силами дочерних студий (которых тоже нет, они только создаются). Одна задержка накладывается на другую, так что новые классные игры можно ожидать не ранее, чем через несколько лет.
Может быть у Google есть какой-то козырь в рукаве, который вскоре сыграет. Но надежда на это не слишком велика, ведь пока команда Stadia даже намека не дала на то, что готовится нечто крупное. Плюс ко всему, были у корпорации и другие крупные проекты, правда, неигровые. Речь идет о Wave, Google Plus и некоторых других — изначально они тоже заявлялись, как революционные, но закончились ничем.
Хотелось бы думать, что Google воспользуется опытом своих прошлых неудач и не станет тянуть с доводкой сервиса до уровня «доступен для любого пользователя». Сейчас сервис убыточен, и если не предпринять срочные меры, он будет потреблять ресурсы компании многие месяцы или даже годы, ничего не давая взамен. А Google очень не любит проекты, которые приносят только убытки.
В качестве вывода можно сказать, что Stadia в настоящий момент — платная бета-версия, которой еще только предстоит превратиться в полноценный сервис, победив конкурентов (PlayKey, GeForce Now, Loudplay, и др). Про последних забывать не стоит, ведь на рынке облачного гейминга немало компаний, которые предоставляют качественные и доступные услуги.
- Облачные сервисы
- Финансы в IT
- Игры и игровые консоли
Google запустил гейминг-сервис Stadia. Это революция или провал?
Способы потребления медиа все время меняются. Компакт-диски и DVD чаще встречаются где-нибудь на антресолях или в музее, да и компьютерные игры сейчас намного проще купить онлайн, чем в физической форме — например, с помощью консолей или сервиса Steam.
Но что насчет самих консолей — пластиковые коробки под телевизорами тоже могут исчезнуть? Google считает, что да.
Во вторник технологический гигант запустил анонсированный в марте облачный игровой сервис Stadia. Его идея, по словам создателей из Google, — дать геймерам возможность с легкостью перепрыгивать от одной последней новинки мира игр к другой. Все, что для этого нужно, — это скоростное интернет-соединение и браузер Google Chrome, утверждают в компании.
- Как стать геймером-миллионером и во что это обходится
- Хороших русских больше нет? Почему россиянам не понравилась новая Call of Duty
- Death Stranding: о чем новая игра Хидэо Кодзимы и при чем тут Трамп и брексит
Но в первый день пользования сервисом геймеры отмечают, что с качеством игр есть большие проблемы. В частности, задержки ввода: нажимаешь кнопку, а герой игры реагирует не сразу, а через мгновение.
Как работает Stadia?
Принцип работы Stadia отличается, скажем, от Netflix, подписчики которого получают доступ ко всем фильмам и сериалам сразу.
Stadia предлагает геймерам платить за конкретные игры, в которые можно играть путем стриминга — через сервис, интегрированный с YouTube.
То есть, человек может посмотреть трейлер игры на YouTube, нажать кнопку «сыграть в Stadia» и спустя считанные секунды начать играть.
Google также выпустила специальный контроллер, который выглядит как нечто среднее между контроллерами для Xbox и PS4 — но со специальной кнопкой, которая по Wi-Fi может отправить на YouTube клипы из игры.
В каких странах можно играть через Stadia?
В России сейчас нельзя. Пока сервис доступен всего в 14 западных странах: США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Испании, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Бельгии, Ирландии и Нидерландах.
Какой нужен интернет?
При картинке с разрешением 720 пикселей нужна интернет-скорость 10 мбит/с, для качества Full HD — 20 Мбит/с, а для 4K — 35 Мбит/с.
В какие игры можно играть?
За несколько дней до запуска Stadia Google сообщил, что в первый день будут доступны 22 игры, что вдвое больше, чем компания изначально собиралась предоставить. В их числе Assassin’s Creed Odyssey, Metro Exodus, Final Fantasy XV, Red Dead Redemption 2, Football Manager 2020.
На сайте Stadia опубликован более подробный список игр, в которые пользователи смогут играть с течением времени.
Сколько это стоит?
По словам Харрисона, большое преимущество системы в том, что геймеры смогут получить доступ к последним играм без дополнительных трат на новые видеокарты.
«Отпадает нужда покупать эти дорогие, сложные элементы оборудования — которые, как все знают, нуждаются в обновлениях, инсталляции и так далее», — говорит он.
Однако в своей рецензии опыта игры на Stadia американский журнал о технологиях The Verge отмечает, что Google заставляет потребителя платить трижды: за подписку (10 долларов в месяц), за игры и за контроллер (70 долларов).
Бесплатный вариант подписки будет доступен в следующем году.
Как отреагировали геймеры?
Реакция смешанная. Многие геймеры жалуются на задержку ввода: когда нажимаешь кнопку, действие производится не сразу.
Другие отмечают, что качество картинки падает до 720p, чтобы ускорить процесс, и в результате изображение становится рябым и пикселированным.
Рецензент газеты Guardian отмечает, что стриминг работает, но вот с графикой сейчас действительно возникают пролемы. «В конечном счете, — пишет издание, — если ваше стремление к безупречному дизайну интерьера подсказывает вам отказаться от игровой приставки и это для вас важнее цены, выбора игр, размера сообщества, то Stadia для вас». В противном случае, газета предлагает пока еще не торопиться выбрасывать свою приставку.
Можно ли считать Stadia революцией в гейминге?
«Да, будущее, возможно, многообещающе, — пишет интернет-издание о технологиях CNet, — и мы уже видим зачатки той облачной игровой площадки, основанной только на стриминге, которой хочет стать Stadia. Посмотрим, во что она разовьется в следующие несколько месяцев».
Вице-президент Google Фил Харрисон в интервью Би-би-си сторонится громких ярлыков, но подчеркивает важность начинания.
«Я не берусь утверждать, что это нововведение за ночь изменит мир, — сказал он, — но это направление, за которым будущее игровой индустрии. И мы не единственная [компания], которая так думает».
Сможет ли Stadia убедить поклонников Microsoft’s Xbox, Sony’s PlayStation and Nintendo — трех гигантов индустрии гейминга с миллионами лояльных пользователей?
Харрисон настаивает, что у Google есть основания чувствовать себя уверенно в новой для себя индустрии.
«Мы не с нуля все это затеяли. Мы построили Stadia на основе почти 20-летнего опыта информационных инноваций в Google», — говорит он.
При подготовке материала использовались источники:
https://ain.ua/ru/2019/03/20/chto-takoe-google-stadia/
https://habr.com/ru/articles/479938/
https://www.bbc.com/russian/news-50475344