...

Тип программы модифицированная что это

Виды и типы программ дополнительного образования

Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

  • актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
  • прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
  • рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
  • реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
  • контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
  • чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
  • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
  • коррекция психофизического и умственного развития детей;
  • профилактика асоциального поведения детей и подростков

2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.

3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.

В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

  • базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;
  • учитывать уровень развития детей;
  • отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;
  • включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;
  • раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Виды программ дополнительного образования детей

Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

  • удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; • создание возможностей для творческого развития детей;
  • приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.

В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.

Выделяют четыре таких модели:

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.

* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.

Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

Типы и виды программ дополнительного образования

— модифицированная или адаптированная программа – форма, изменяемая с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания;

— экспериментальная программа — форма с изменением содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения и воспитания; предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; по мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на экспертном совете данная форма переходит в статус авторской;

— авторская программа – форма, полностью написанная педагогом или коллективом педагогов, которая содержит предложения по решению проблемы образования, обязательно отличается новизной, актуальностью; содержит гипотезу и концептуальное обоснование: цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах, разработанные по логике замысла учебно-тематического плана с кратким описанием занятий, характера заданий, форм организации образовательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программной цели, обеспечение ресурсами и средствами обучения.

Классификация программ по виду:

— познавательные – дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, мотивы, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности воспитанников, подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые, расширяют кругозор;

— профессионально-прикладные – ориентированы на профессиональные цели, навыки и умения в актуальной области науки или практической деятельности; формирование специалиста, владеющего профессиональными знаниями, подтвердившего квалификацию получением соответствующего документа;

— программы научно-исследовательской ориентации – выявление и последующее развитие творческих способностей воспитанников к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт;

— программы социальной адаптации – позволяют освоить и сформировать положительный социальный опыт;

— спортивно-оздоровительные – пропагандируют здоровый образ жизни, здоровья, мониторинга и определяют ведущий фактор риска;

— программы, развивающие художественную одаренность – способствуют становлению индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать, описать, изобразить, озвучить многообразный мир; формирование ответственного отношения к природному дару, таланту;

— досуговые – наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности воспитанника.

Классификация по уровню освоения:

Классификация по форме организации содержания:

Классификация по сроку реализации:

— краткосрочные – сроки реализации до одного года;

— долгосрочные – сроки реализации от одного года и более.

Программа дополнительного образования детей согласно «Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей» имеет следующую структуру:

1 — Титульный лист. 2 — Пояснительная записка.

3 — Учебно-тематический план.

5 — Методическое обеспечение образовательной программы.

20.Дополнительная образовательная программа. Определение. Классификация программ.

Программа — нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Образовательная программа — документ отражающий содержание определенного уровня и направленности.

Доп. Образовательная программа – документ отображающий концепцию педагога в соответствии с условиями, методами, технологиями достижениями за планируемых результатов; программа, ориентированная на широкий спектр познавательных потребностей и интересов ребенка.

Программы классифицируются по направлениям:

  • техническое направление: техническое моделирование и конструирование, информационные технологии.
  • Эколого-биологическое направление.
  • Туристско-краеведческое направление, Программы по туризму и краеведению.
  • Художественное направление. Программы музыкального, театрального, изобразительного, хореог. творчества.
  • Программы соц-педагогической адаптации и проф. ориентации.
  • Гражданско-патриотическая.
  • Культурологическая.

21.Дополнительная образовательная программа, требования к структуре и содержанию.

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план
  4. Цель и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей. Содержание образовательных программ должно соответствовать:·
    • достижениям мировой культуры,
    • российским традициям,
    • культурно-национальным особенностям регионов;
    • определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
    • направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социално-педагогической, социально-экономической, естествеино-научной и др.);
    • современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);
    • методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

    Содержание образовательных программ должно быть направлено

    • на создание условий для развития личности ребенка;
    • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
    • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
    • профилактику асоциального поведения;
    • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
    • укрепление психического и физического здоровья;
    • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
    • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

При подготовке материала использовались источники:
https://urok.1sept.ru/articles/616542
https://studopedia.org/11-60366.html
https://studfile.net/preview/7025630/page:9/

Оцените статью