Учебно-тематический план
Учебно-тематический план на каждый год обучения (не путать с календарным планом, которого в программе быть не должно!) Календарный план может быть помещён в приложение к программе – в УМК.
Учебно-тематический план (УТП) раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия, и, если необходимо, на экскурсии, выезды, часы оргзанятий (подготовка к конференциям, выставкам и т.п.). УТП оформляется в виде таблицы, с указанием (см. таблицу 1):
-количества часов (всего, теоретических, практических).
Обычно учебно-тематический план оформляется в виде таблицы:
Учебно-тематический план 1 года обучения
Общее количество часов
Количество часов указывается по каждой теме отдельно, в том числе теоретических и практических. Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения отдельно, т.е. если программа рассчитана на три года обучения, то в ней должно быть три учебно-тематических плана. Учебно-тематические планы разных лет обучения не могут быть совершенно одинаковыми (вы же не обучаете своих воспитанников одному и тому же на разных годах обучения). Если формулировки разделов (тем) учебно-тематического плана похожи, то отличие в их изучении на разных годах обучения должно быть отражено в разделе «Содержание».
Порядок размещения учебно-тематических планов и содержания многогодичной дополнительной образовательной программы
Во многогодичной дополнительной образовательной программе, независимо от её уровня, учебно-тематические планы и содержание структурируются по годам обучения.
То есть, после учебно-тематического плана первого года обучения следует содержание первого года обучения; после содержания первого года обучения следует учебно-тематический план второго года обучения; после учебно-тематического плана второго года обучения следует содержание второго года обучения; после содержания второго года обучения следует учебно-тематический план третьего года обучения; после учебно-тематического плана третьего года обучения следует содержание третьего года обучения и так далее.
Содержание должно быть структурировано: в нем могут быть выделены модули, блоки, разделы, основные темы и подтемы.
Содержание модуля, блока, раздела, основной темы и подтемы всегда определяется целями курса. Полезно, представив содержание курса, «распределить» прописанные в пояснительной записке цели и задачи по модулям, блокам, темам.
Обычно первой темой содержания программы и УТП является ВВОДНОЕ занятие — знакомство с обучающимися, информирование их об изучаемой предметной области в пределах образовательной программы, а также инструктаж по технике безопасности при осуществлении работы в учебной группе и правилам поведения в учреждении.
Последней темой должно быть ИТОГОВОЕ занятие, на котором подводятся итоги освоения образовательной программы за год или за весь период; проходит итоговая аттестация.
Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане.
В зависимости от профиля образовательной программы в содержании отдельной темы могут быть кратко отражены:
-основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы,
-формируемые умения и навыки и т.д.
-проблемные вопросы теоретического характера;
-виды задач, упражнений, заданий.
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теоретическая и практическая часть учебного материала).
ТЕОРИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА).
Призвана освещать проблемы, решаемые в курсе, общие подходы к решению проблем, методы решения. Она должна иметь общий методологический, принципиальный характер. Такой подход диктует необходимость использования при описании содержания таких ключевых слов, как проблема, обзор, подход, методология, принципы, выбор, классификация, основы, правила, оценивание, расчет, моделирование, анализ, синтез, контроль, управление, позиция.
Изложение содержания теоретической части (теории) программы ведется в именительном падеже. Начинается изложение со слова «Теория».
В содержании следует указать тематику и содержание практических занятий, если они запланированы при изучения темы, выделяя их красной строкой и словом «Практика».
ПРАКТИКА (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА).
Описывает, что необходимо выполнить обучающемуся для того, чтобы усвоить материал курса. Изложение содержания практической части (практики) программы ведется глагольными формами – учащиеся делают, то есть описывается процесс деятельности.
Обдумывая, выбирая, прописывая учебную деятельность обучающегося необходимо сопоставлять ее характер с целями.
Содержание прописывается к каждому учебно-тематическому плану отдельно на каждый год обучения.
33. Образовательная программа, её виды. Требования к современной образовательной программе.
Образовательная программа – нормативный документ, представляющий собой описание построения образовательного процесса и индивидуального образовательного маршрута, направленного на достижение стандарта образования учащихся с разными образовательными возможностями.
По масштабу
- Комплексные – охватывают несколько сфер
- Предметные – направлены на что-то одно
- Порциальные – только часть пограммы
- Типовая — утвержденная и отработанная государством
- Модернизированная – адаптированная, скорректированная
- Эксперементальная – разработана как новая, и которая проверяется
- Авторизированная – новизны меньше 30 %
- Авторская – новизны более 30 %. Статус получает у экспертного совета. Сперва такая программа явлется эксперементальной.
- Образовательные
- Обучающие
- Воспитательные
- Развивающие
- Оздоровительные
- Социализирующие
- Учебная
- Дополнительное образование
- Досуговая
- Общественно-полезная
- Базовая
- Углубленная
- Сокращенная
- Ориентационная
- Информационная
- Фундоментальная
- Прикладная
- Профессионально-ориентирующая
- Длительные
- Краткосрочные (разовые)
- Среднесрочные
- Долгосрочные
- Игровая
- Познавательная
- Научно-исследовательская
- Экспедиционная
- Тренинговая
- Праздничная
- Естественно-биологическая
- Художественная
- Эстетическая
- Научно-техническая
- Интеллектуальная
- Детоцентризм – в центре суждения ставится ребнок
- Модульность
- Вариативность – должна содержать наборы видов действий, запас для гибкости
- Разноуровниевость – для детей с различными возможностями. Дифференциация детей по разным подходам (девочки, мальчики. Слабые, сильные)
- Обоснование актуальности (зачем это нужно современным детям; проблемы, потребности, значимость того, чему учит эта программа)
- Адресность (для кого предназначена эта программа – возраст, здоровье, и т. д.)
- Концептуальные идеи организации работы с детьми (в чем специфика, педагогические идеи)
- Обоснование логики построения программы ( из скольки блоков состоит, почему, зачем)
- Ожидаемый результат ( конкретные умения и навыки, которыми дети овладею)
- Методы отслеживания результативности ( при помощи чего будет оценен результат)
- Перечисление, чему будут научены дети
- Ответ на вопрос «как?»
- Перечисление тем, построение плана занятия, проблемных вопросов, арсенала средств, технологий, отдельных элементов
- актуальность цели;
- убедительное обоснование;
- легкость и гибкость внедрения;
- теоретическое и методическое обеспечение;
- профессиональная грамотность и практический опыт;
- единство объекта и субъекта, процедур и операций.
- разграничение;
- разделение;
- расчленение процессов на поэтапность;
- координация этапов процесса;
- однозначность выполнения процедур;
- обоснованность степени сложности;
- наглядность элементов структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;
- каждое действие должно иметь свою систему конкретных показателей, изучение и диагностика их состояния, управление им.
- Модульность
- Вариативность (прогр. гибкие)
- Разноуровневость
- актуальность
- научность
- реалистичность
- полнота (наличие всех структурных элементов программы)
- целостность
- оригинальность (новизна)
- Титульный лист.
- название
- адресность
- срок реализации
- автор
- учреждение
- кто утвердил
- Пояснительная записка.
- тип программы
- актуальность
- педагогическая целесообразность
- образовательные цели и задачи
- адресность
- основополагающие педагогические идеи (опора)
- подходы к выбору содержания форм работы
- формы и режим занятий
- ожидаемые результаты и способы их проверки
- формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план.
- перечень разделов тем
- разбивка на часы теоретических и практических занятий
- Направленность образовательной программы. Направленность образовательной программы — это обобщённое, идеальное определение результата — итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом. Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программынаправлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определённый, унифицированный объём предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.. В Законе «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:
- Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- Развитие общества;
- Укрепление и совершенствование правового государства.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/7254622/page:16/
https://studfile.net/preview/1728743/page:37/