...

Уровень усвоения образовательной программы что это

Доклад по теме Уровни усвоения знаний
учебно-методический материал

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием , и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки , они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир.

Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у обучающихся знаний, умений в настоящее время являются одними их центральных в практике обучения. Если цель обучения определяет, что должен знать, уметь обучаемый, то задачи обучения отвечают на вопрос, как двигаться к цели.

Для раскрытия темы, мы введём следующее понятие – таксономия. Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение.

В рамках образовательной технологии Бенджамином Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области:

  • когнитивную (требования к освоению содержания предмета),
  • психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности)
  • и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:

  1. знание (конкретного материала, терминологии, фактов,

определений,критериев и т.д.);

  1. понимание (объяснение, интерпретация,экстраполяция);
  2. применение;
  3. анализ (взаимосвязей, принципов построения);
  4. синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение

системы абстрактных отношений);

  1. оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе

Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике отечественными учеными, поскольку в ней произошло смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез оценка). В основу же отечественных разработок положен уровневый, системный подход описания достижений учащихся, который позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

При дальнейшем разговоре об уровнях усвоения учебного материала, мы будем опираться на классификацию, предложенную В. И. Тесленко, в

которой выделены следующие этапы усвоения знаний:

1. информационный , требующий от учащегося узнавания известной

2. репродуктивный , основными операциями которого являются

воспроизведение информации и преобразования алгоритмического

3. базовый , требующий от учащегося понимания существенных сторон

учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма.

4. повышенный уровень , требующий от учащегося преобразовывать

алгоритмы условиям, отличающимся от стандартных, умение вести

5. творческий , предполагающий наличие самостоятельного

критического оценивания учебной информации, умение решать

нестандартные задания, владение элементами исследовательской

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Знания могут усваиваться на разных уровнях.

А теперь рассмотрим пример, в котором, различают пять уровней усвоения учебного материала.

“ Нулевой” уровень (Понимание) — это такой уровень, при котором учащийся способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него

информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения

учебного материала по изучаемой теме. Фактически речь идет о

предшествующей подготовке учащегося, которая дает ему возможность

понимать новый для него учебный материал . Условно деятельность

учащегося на «нулевом» уровне называют Пониманием.

Первый уровень (Опознание) — это узнавание изучаемых объектов и

процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них

или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда

предъявленных различных объектов. Условно деятельность первого уровня называют Опознанием, а знания, лежащие в ее основе, — Знания-знакомства.

Второй уровень (Воспроизведение) — это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти; решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу). Деятельность второго уровня условно называют воспроизведением, а знания, лежащие в ее основе, — знания-копии.

Т ретий уровень (Применение ) — это такой уровень усвоения информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом учащийся способен генерировать субъективно новую (новую для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи.

Деятельность третьего уровня условно называют Применением , а знания, лежащие в ее основе, — знания-умения.

Четвертый уровень (Творческая деятельность ) — это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому).

Далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Подводя итог, стоит отметить, что сегодня перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности педагога.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки образовательного стандарта указывают на реальные виды деятельности, результатом которых являются знания.

Знания представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий. Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от которого зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуального развития, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе образования.

Усвоение знаний – сложный процесс, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.

Следовательно, усвоение – это не спонтанный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, а целенаправленное их формирование в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Почему таксономия Бенджамина Блума актуальна и на сегодняшний день?

Уровни усвоения учебного материала.В помощь педагогу.

Уровни усвоения – мера овладения обучающимся знаниями, умениями, навыками.

Уровни усвоения знаний (по В.П. Беспалько). Уровни усвоения рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как результат обучения, как мера качества усвоения учащимися учебного материала; во-вторых – как заранее устанавливаемая (в учебной программе, учебнике и т.д.) мера глубины, подробности изучения материала. Выделяются 4 уровня усвоения знаний;

1 уровень – знания-знакомства – узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними.

2 уровень – знания-копии – предполагает репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ними.

3 уровень – предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в отельных ситуациях; в процессе самостоятельной работы.

4 уровень – знания-трансформации – предполагает возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.

Уровни усвоения умений (А.М. Новиков, К.К. Платонов):

1. Первоначальное умение – осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Ярко выражен характер проб и ошибок.

2. Частично умелая деятельность – овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.

3. Умелая деятельность – творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

4. Мастерство – овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели, творческое использование различных умений (технологий).

Уровни усвоения навыка (Платонов К.К.). Выделяются шесть этапов:

  1. Начало осмысления. Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения. Грубые ошибки при попытке выполнения действия.
  2. Сознательное, но неумелое выполнение. У обучающегося наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но выполнение его неточно и неустойчиво, со множеством лишних движений.
  3. Автоматизация навыка. Более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании. Устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка.
  4. Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действий.
  5. Необязательный. Временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Этап проявляется при формировании сложных навыков. Он связан с самостоятельным поиском обучающимся собственного индивидуального стиля работы.
  6. Вторичная автоматизация навыка. Восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального «почерка» в выполнении действий.

Источники: 1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977; 2. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М.: Высш. Шк., 1986.; 3. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Асс. «Проф. образование», 1998.

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО
материал (1 класс) на тему

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся класса, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО нацелена на оценку результатов ее освоения.

В качестве оценивания используются следующие три вида: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.

Критерии оценивания — по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой учебной задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Оценки: «хорошо» и «нормально» (решение с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной учебной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Оценки «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный) − решение не изучавшейся в классе учебной «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Оценка: «отлично» и «превосходно».

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4» почти отлично .

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный ( необязательный) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала: 50-69%

« 5 и 5» превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала: 70-100%

Оценка предметных результатов учащихся 4 класса по русскому языку

При подготовке материала использовались источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/04/27/doklad-po-teme-urovni-usvoeniya-znaniy
https://infourok.ru/user/barinova-anzhela-aleksandrovna/blog/urovni-usvoeniya-uchebnogo-materialav-pomosch-pedagogu-7435.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/11/06/metodika-opredeleniya-urovney-osvoeniya-obrazovatelnoy-programmy

Оцените статью