...

Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что это

Вариативная часть Рабочей программы воспитателя.

Уважаемые коллеги! У многих появились вопросы в ходе комплексно-тематического планирования работы с детьми и корректировке своей Рабочей программы. Постараемся ответить на все Ваши вопросы и указать Интернет- ресурсы.

Вариативная часть Рабочей программы воспитателя.

После того, как воспитателю уже понятна примерная тематика недель и тематических образовательных проектов, которые он в соответствии с программой должен реализовывать в течение года и выстроена модель образовательного процесса, и, переходим собственно к комплексно-тематическому планированию работы с детьми. Это то, что называется вариативной частью рабочей программы воспитателя. Остальные части можно назвать инвариантными или неизменными.

Таким образом, можно определить модель образовательного процесса на год, и в течение нескольких лет в подготовительных группах эту модель использовать с небольшими изменениями.

Учет возрастных особенностей — тоже относится к инвариантной части. Вариативная часть рабочей программы воспитателя — это когда группы в детском саду каждый год меняются, или каждый год к особенностям ребенка воспитатели могут добавить что-то новое, появившееся в процессе педагогических наблюдений. Модель на неделю, на год или на день – это все, по сути дела, вещи инвариантные. Можно предложить модель образовательного процесса на день в теплый период и в холодный период, это две разные модели, но, тем не менее, это вещи мало изменяющиеся.

.Комплексно-тематическое планирование в ДОУ работы с детьми — это вариативная часть рабочей программы воспитателя. По сути — это план воспитательно-образовательной работы в данной возрастной группе. Комплексно-тематическое планирование в структуре рабочей программы воспитателя.

В этой части предлагается сократить бумажную нагрузку на воспитателя и в этом плане указывать только, предположим, темы занятий. Если занятия в рабочей программе уже определены, то пишем тему без указания основных целей и задач и указываем ссылку на это занятие. Оно может быть в структуре рабочей программы воспитателя, в педагогической копилке, в определенной книге, в методических пособиях. Указываем также конкретные темы, но делаем ссылку на нужные источники. Если это авторская разработка того же воспитателя, тогда стоит указать ссылку на нее, но конспект или подробный план этой авторской разработки можно хранить отдельно или в структуре рабочей программы воспитателя, или в какой-то другой папке, но обязательно с указанием ссылки в рабочей программе.

Так необходимо проработать все формы организации образовательного процесса. (продолжение в следующей статье)

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее — Программа) должна содержать две части : основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).

Публикация «Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы» размещена в разделах

  • Основная образовательная программа ДОУ
  • Темочки

Вариативная часть — это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности :

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы).

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Как известно, части программы распределяются следующим образом : 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная — 40 и менее %. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год. Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания — 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

Прикреплённые файлы:

Вариативная часть программы: как правильно написать?

Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.

Что представляет собой образовательная программа в садике?

Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.

При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.

дети

Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:

  • «Занятия по ТРИЗ в детском саду » – это пособие для воспитателей и родителей, которые хотят сделать акцент на интеллектуальном развитии и расширении творческого воображения у детей;
  • «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ» – методичка для воспитателей второй младшей группы. Эту методичку вы можете приобрести в магазине «УЧМаг»;
  • «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – это книга тоже из серии «Технологии ТРИЗ».

Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.

Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.

Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.

модель

Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.

Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:

  • Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
  • Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
  • Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
  • Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
  • Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
  • Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
  • Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.

Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу

Структура вариативной части программы

Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.

Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.

программа

Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.

В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.

Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.

Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

При подготовке материала использовались источники:

Вариативная часть Рабочей программы воспитателя.


https://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-principy-sozdanija-variativnoi-chasti-obrazovatelnoi-programy.html
https://metodbv.ru/variativnaya-chast-programmy/

Оцените статью