...

Вариативные программы доу что это

Дошкольное образование: вариативные программы

Взаимосвязь всех видов образовательной деятельности в детском саду обеспечивают вариативные программы дошкольного образования. Содержание таких программ нацелено на разностороннее развитие личности ребенка, а достижение цели возможно только при условии индивидуального подхода к воспитанию и обучению.

Особенности реализации вариативных программ образования в условиях ДОУ

Вариативное образование дошкольника — это авторская методика. В ней представлены взгляды педагога на образовательный процесс в ДОУ, условия, которые, по его мнению, являются должными для полной самореализации ребенка.

При разработке вариативной программы автор руководствуется требованиями федеральных общеобразовательных стандартов:

  • Программа соответствует ФГОС, законодательству, Типовому положению ДОУ, имеет личностно-ориентированный подход;
  • В основе методики лежат традиционные русские ценности;
  • Центральные направления программы — речевое, познавательное, физическое, эстетическое развитие.
  • Предусмотрена организованная деятельность дошкольников, выделено время для творчества.
  • В цели программы входит коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие.
  • Занятия предполагают учет возрастных характеристик воспитанников, использование индивидуального подхода, а в соответствии с этим и расчет оптимальных нагрузок.

В основе вариативной методики организации деятельности ДОУ лежит примерный план образовательной программы, инициированный государственными органами управления образованием. У вариативных и примерных образовательных программ единая база, обеспечивающая требования ФГОС, а именно содержание и преемственность образования.

Каждое дошкольное учреждение вправе самостоятельно определять какой образовательной программы ему придерживаться в процессе воспитания и обучения детей. Вариативные программы имеют уникальный концепт, философскую идею, и это их главное отличие от стандартной образовательной программы. Вариативный раздел основной программы образования в детском саду отражает авторское видение образовательного процесса и факторов, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка.

Сегодня существуют два жизнеспособных формата вариативных программ в ДОО: комплексные и дополнительные. Комплексные реализуются с условием сохранения целостности учебно-воспитательного процесса — они отвечают за реализацию главных направлений в развитии детей. Это интеллектуальное, физическое, социально-личностное становление человека. Дошкольный формат работы нацелен на выявление и развитие умственных, творческих, коммуникативных, двигательных и регулятивных навыков малыша. Благодаря внедрению комплексных программ развиваются и специфические виды образовательной деятельности: игровая, предметная, музыкальная, театрализованная.

Комплексные программы воспитания

Комплексная вариативная образовательная программа в ДОУ решает целый спектр задач, стоящих перед дошкольной организацией, и в полной мере соответствуют содержательным аспектам образования. Большинство авторских разработок ориентированы на область коррекционной педагогики и предлагают эффективные приемы решения образовательных задач.

Наиболее ярким примером современной комплексной программы для детского сада является программа «Радуга». Разработчик программы-авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ во главе с Т.Н. Дороновой. Программа рекомендована Министерством образования, обеспечена комплектами учебных пособий и дополнена методическими рекомендациями.

Цель программы-всестороннее развитие личности ребенка. Для достижения цели авторы рекомендуют сконцентрироваться на вовлечении детей в игровую деятельность, их включенности в занятия физической культурой, формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни, обеспечить комфортный психологический климат в группе.

Программа ориентирована на максимально комфортное пребывание ребенка в детском саду. Она построена с учетом сохранения и укрепления физического и психоэмоционального здоровья воспитанников ДОУ. В основе методики — воспитание бережного и уважительного отношения к природе, животному миру, экологии в целом. В ходе реализации образовательной методики решаются задачи трудового воспитания, приобщения к наиболее важным сферам человеческой жизни — искусству, знаниям, морали.

Авторы программы взяли за основу главные идеи отечественной психологии и поддерживают актуальность творческого характера развития дошкольного воспитания. Уникальность программы заключается в том, что в ней прописана задача по созданию положительной эмоциональной обстановки в группе, обозначена необходимость внедрения в процесс воспитания личностно-ориентированного подхода.

Программой «Радуга» предусмотрено обеспечение прав ребенка во взаимодействии между всеми участниками образовательного процесса. Взаимоотношения в группах ДОУ выстраиваются на основе равноправия, уважения, доброжелательности. Главное условие эффективности реализации программы — это атмосфера добра и дружелюбия. С этой целью внутри групп детского сада рекомендуется придерживаться традиций, организовывать совместный досуг, развивать в детях гостеприимство, чувство эмпатии, справедливости, взаимопомощи.

В качестве информационной поддержки программы выступает учебно-методический комплект. В нем содержатся 5 руководств по организации воспитательного процесса в разных возрастных группах для педагогов, 4 рекомендательных пособия по методике организаций занятий по направлениям и 14 развивающих пособий для развития дошкольников в сфере художественного труда, искусства, музыки, математики, грамоты, конструирования и ИЗО.

Дополнительное обучение дошкольников

Дополнительные или парциальные программы в ДОУ реализуются по одному конкретному направлению деятельности. Другими словами, педагогическая разработка предлагает воспитателям эффективные методы и инструменты для решения локальных воспитательных задач. В качестве примера может выступить программа «Паутинка», автором которой является Ж.Л. Васякина-Новикова. Главной целью программы, рекомендованной Министерством образования, является развитие планетарного мышления, разумного и бережливого отношения к окружающему миру, позиционирование себя как жителя планеты. Данная методика — это уникальная система экологического воспитания в ДОУ, сконцентрированная на ребенке и процессах самопознания. Она построена с учетом использования поисковых методов обучения и игры в работе с воспитанниками всех возрастных групп. План реализации программы состоит из 4- х блоков: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?».

Как написать вариативную программу образования?

Вариативные программы дошкольного образования разрабатываются в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы ДОУ.

Данная рабочая программа утверждается заведующим детским садом при условии соответствия требованиям федеральных стандартов и наличия необходимого материально-технического обеспечения. После утверждения — документ переходит в нормативный статус. Автором программы может быть руководитель учреждения, воспитатель, специалист ДОУ или творческий коллектив.

Вариативная часть образовательной программы ДОУ имеет примерную структуру:

  1. Титульный лист
  2. Целевой раздел
    • пояснительная записка;
    • нормативная документация;
    • характеристика целевой аудитории;
    • список воспитанников;
    • характеристика коллектива группы;
    • социальный паспорт группы;
    • организация режима пребывания детей в ДОУ.
  3. Содержательный раздел
    • календарно-тематический план занятий;
    • описание образовательных областей.
  4. Планируемые результаты освоения программы.
  5. Система мониторинга.
  6. План взаимодействия с родителями.
  7. Список источников.
  8. Приложение.

Вариативная программа образования утверждается в начале учебного года на основании официального приказа руководителя ДОО. Автор разработки оставляет за собой право внесения в программу незначительных корректировок по ходу ее реализации. Ответственность за исполнение программы возложена на заведующего дошкольной образовательной организации.

Больше интересного – на наших вебинарах!

  • Как оценить готовность ребенка к школе?
  • Как работать с цифровой образовательной средой МЭО?
  • Как помочь дошкольнику освоить функциональную грамотность?

Наши эксперты ответят на самые актуальные вопросы по дошкольному образованию. Присоединяйтесь!

Вариативные формы дошкольного образования
статья по теме

Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

· группа кратковременного пребывания;

· центр игровой поддержки ребенка;

· служба ранней помощи;

· семейный детский сад

Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ),

В настоящее время к ГКП относятся:

«Адаптационная группа» — для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;

«Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;

группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;

группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

«Группа для детей, у которых русский язык не является родным» — для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;

«Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» — для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;

«Группа для детей с отклонениями в развитии» — для детей для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей»

группа «Особый ребенок» — для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей

группа «Юный олимпиец» — для детей от 4 до 7 лет, направленной на физическое развитие и приобщение детей к спорту;

группа «Учусь плавать» — для детей от 2 до 7 лет, имеющей целью обучение детей различным способам плавания;

группа «Домашний детский сад» — для детей от 1 года до 7 лет как структурное подразделение ДОУ, действующее в жилом здании.

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.

Основные задачи СРП:

· проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

· оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;

· осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

· включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

· определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

· реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

· проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

· обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

· проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;

· психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее — Программа) должна содержать две части : основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).

Публикация «Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы» размещена в разделах

  • Основная образовательная программа ДОУ
  • Темочки

Вариативная часть — это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности :

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы).

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Как известно, части программы распределяются следующим образом : 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная — 40 и менее %. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год. Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания — 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

Прикреплённые файлы:

При подготовке материала использовались источники:
https://ligaedu.ru/stati/doshkolnoe-obrazovanie-variativnyie-programmyi/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/06/06/variativnye-formy-doshkolnogo-obrazovaniya
https://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-principy-sozdanija-variativnoi-chasti-obrazovatelnoi-programy.html

Оцените статью