Программа Начальная школа 21 века
Поговорим об особенностях программы «Начальная школа XXI века». Ее называют итогом длительных исследований Центра начальной школы Института общего среднего образования Российской Академии образования. Основывается она на теории Л.С.Выготского, а также идеях Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Авторы комплекта удостоены премии Президента РФ. УМК включен в Федеральный перечень учебников, которые рекомендованы министерством образования и науки.
Цель программы
Специалисты в области педагогики говорят о том, что именно этот комплекс для начальной школы нацелен на успешное и комфортное освоение ребенком учебных дисциплин. Цель «Школы XXI века» – создание ведущей деятельности, самоконтроля и самооценки ученика через умение учиться, развитие познавательных интересов, внутреннюю мотивацию, развитие элементарных рефлексивных качеств.
Цель педагога, работающего по УМК – научить ребенка учиться. Учебники обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику начальных классов, удобную адаптацию к процессу обучения, поощрение любопытства и стремление ребенка к знаниям.
Основные принципы программы
Перечислим основные принципы данной программы:
- природосообразности – то есть полное соответствие возрастным особенностям детей; учет типологических и индивидуальных особенностей познавательной обучающихся, а также уровня их социализации;
- интеграции – установление связей между различными предметами;
- дифференциации – учет психологических особенностей ребенка, его возможностей и способностей.
Особенности программы и УМК
Особенности программы следующие:
- наличие дифференцированных курсов;
- формирование основных компонентов учебной деятельности (мотив – зачем я это изучаю?; способ действий – что мне необходимо сделать для решения этой задачи?; контроль – правильно ли я решаю эту задачу?; оценка процесса и результата – какая задача передо мной поставлена?);
- в приоритете поисково-исследовательская деятельность (школьник выступает не только в роли слушателя, зрителя, репродуктора, но и исследователя);
- наличие большого количества творческих заданий в учебниках, предусмотрен немалый дополнительный обучающий материал;
- большое внимание уделяется формированию положительной эмоциональной атмосферы, а также самостоятельности и инициативы;
- существует система педагогической диагностики, которая помогает понять степень освоения ребенком знаний и умений, а также позволяет корректировать действия учителя.
История возникновения программы и ее создатель
Виноградова Н.Ф., доктор педагогических наук, ученый, под руководством которого вышло большое количество научно-методических материалов, является руководителем коллектива ученых, создавших «Школу XXI века». Авторы УМК регулярно обновляют содержание материалов соответственно Федеральным Государственным образовательным стандартам второго поколения. Учебный комплекс стал победителем конкурса, организованного Министерством образования и науки Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров по созданию учебников нового поколения.
Как видно из приведенных данных, УМК «Школа XXI века» получил высокую оценку Президента России и Министерства образования РФ. В 2001-2004 годах Федеральным экспертным советом были утверждены УМК по все учебным предметам. Среди них был комплект «Школа XXI века».
«Плюсы» и «минусы» программы
Как и все другие «Школа XXI века» имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Позитивные моменты
- Учебники имеют место быть в Федеральном списке,
- УМК воплощает главные идеи развивающего обучения; приучает детей к новым моментам школьной жизни;
- Комплекс осуществляет право ребенка на индивидуальность: дети сами добывают знания, учатся самостоятельно применять их;
- в ходе обучения у детей развивается и улучшается воображение, мышление;
- обучение дифференцировано;
- имеются специальные рабочие тетради с заданиями разных уровней;
опережение в подаче учебного материала.
Минусы программы «Начальная школа 21 века»
- В учебниках нет четкого выделения правил, трудным становится вспомнить материал, изученный в более младших классах;
- часто темы учебника и рабочей тетради не соотносятся друг с другом;
- недостаточное количество времени отводится на изучение некоторых тем;
- не всегда программой предусмотрено нужное количество проверочных работ;
- к некоторым темам нет упражнений для домашних заданий, хотя учителя отмечают в этом необходимость.
Отзывы родителей и учителей
Педагоги и родители по-разному оценивают данный УМК. Некоторые педагоги высказывают негативную оценку, так как в первый класс ребенок должен идти подготовленным: уметь читать, писать. А уровень будущих первоклассников, как известно, разный. Также есть мнение, что учебный материал дается бессистемно, мало времени отводится на закрепление и тренировку.
«Программа ориентирована на сильных учащихся», — говорят педагоги. Другая группа учителей говорит, что именно этот УМК готовит детей к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, высказывают мнение о том, что работать по этой программе комфортно творчески работающим педагогам.
Мнения родителей также кардинально противоположны. «Программу не понимали всей семьей», — пишут возмущенные мамы. Группа отмечает «странную формулировку заданий». А некоторые родители учебниками довольны, особенно нравятся учебники литературы и русского языка.
Группа авторов, как уже отмечалось выше, постоянно работает, улучшая качество заданий в учебниках. Поэтому и педагоги, и родители (у которых не один ребенок обучался по этой программе) говорят о большом количестве изменений в лучшую сторону.
Подготовка к программе
Как вы понимаете, чтобы достигнуть наилучших результатов в обучении, силы приложить должны и педагоги, и обучающиеся, и их родители. Только добросовестный, творчески работающий педагог сможет научить ребенка, дать ему необходимый багаж знаний. А родители, заинтересованные в успехах своего ребенка, будут помогать учителю всеми силами.
Школа 21 века
Почему важно обращать внимание на систему учебников при выборе школы для ребенка?
Именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребенка
Учебники должны учитывать особенности каждого ребенка, чтобы ему было комфортно в процессе обучения
Ребенку должно быть интересно учиться
Преимущества системы «Начальная Школа XXI века»
Система учебников
«Начальная школа XXI века»
На пути ребенка к успеху ему помогают первый учитель и первые учебники, которые дают возможность учиться с удовольствием, обеспечивая:
Индивидуальный подход к каждому ребенку
Комфортную адаптацию к учебному процессу
Поощрение детского любопытства и тяги к знаниям
Родители о системе обучения
дочь 9 лет, г. Москва
Моя дочка сейчас учится в школе по системе «Начальная школа XXI века», и можно пересчитать по пальцам, сколько раз я делала с ней уроки. Ходит в школу с удовольствием. А еще успевает посещать музыкальную школу и заниматься плаванием. На мой взгляд, обучение по системе «Начальная школа XXI века» помогает ребёнку развиваться, быть самостоятельным.
сын 8 лет, школа №41, г. Белгород
Я заранее занялась поиском программы обучения для своего сына, пересмотрела кучу вариантов, проконсультировалась со специалистами. Мне посоветовали систему «Начальная школа XXI века». Это учебники, которые вместе образуют целую систему с едиными способами изучения материала и с единым посылом — научить учиться! Заканчиваем сейчас третий класс, все идет прекрасно.
мама первоклассника
Всем советую искать школу для своих детей, где учат по системе «Начальная школа XXI века». Мало кто знает, что она составлена доктором наук Виноградовой и направлена на максимальную индивидуализацию учебного процесса. То есть в учебниках много заданий для разных уровней подготовки, но в любом случае ребенок осваивает базу. Недавно узнала, что авторы учебников удостоены премии президента.
Образовательная программа «Начальная школа XXI века»
Здравствуйте, друзья! На блоге «ШколаЛа» очередная статья из серии, посвященной программам обучения наших маленьких школьников. Продолжаем разбираться! И сегодня «под прицелом» образовательная программа начальная школа 21 века. Прошу не путать со «Школой 2100».
Авторский коллектив
Сегодня – это одна из самых распространенных программ обучения. К слову сказать, авторский коллектив удостоен премии Президента РФ.
Руководитель проекта – Виноградова Наталья Федоровна, автор почти четырехсот публикаций по проблемам образования, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО. Она же разработала учебник «Окружающий мир» для программы, который в ходу уже больше десяти лет. Также является соавтором учебника по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики», которая добавляется в 4 классе.
Программа практически не отличается по количеству дисциплин с 1-го по 4-й класс. За исключением того, что во 2 классе добавляется английский язык. Уроки 3 класса такие же, как и во втором. А в четвертом классе появляется новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Коллектив авторов учебников на протяжении 4-х классов неизменен, укажу пять основных (на мой субъективный взгляд) предметов:
- Русский язык. Над пособием работали Л.В.Петленко, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова, под редакцией С.В.Иванова.
- Литературное чтение. Подготовили Л.А.Ефросинина и М.И.Оморокова.
- Математика. Разработана В.Н.Рудницкой, О.А.Рыдзе, Т.В.Юдачевой, и Е.Э.Кочуровой.
- Окружающий мир. Подготовлен, как уже упоминалось, руководителем учебного проекта Н.Ф.Виноградовой в соавторстве с Г.С.Калиновой.
- Английский язык «FORWARD». Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Уорелл Э., Уорд Э., Эббс Б.
Кроме указанных, программа включает в себя дисциплины:
- основы религиозных культур и светской этики (изучаются мировые религиозные культуры, отдельно православие и ислам);
- изобразительное искусство;
- музыка;
- технология;
- физкультура.
В 1 классе изучается Букварь под редакцией Журовой Л.Е. и Евдокимовой А.О.
Особенности системы
В 2009 году был утвержден новый ФГОС. С тех пор основной упор в школе делается на развитие личности учащегося, поэтому все программы обучения носят деятельностный характер. Программа «Начальная школа 21 века» соответствует этим требованиям.
Отличием «Школы 21 века» является введение педагогической диагностики на протяжении 4-х начальных классов, которая позволяет видеть динамику развития школьников в учебе, вовремя реагировать и помогать, при необходимости. В учебниках это выражается в заданиях по проверке пройденного, где нужно исправить в предложенном тексте ошибки, самостоятельно проверить выполненную работу, сравнить свои результаты с текстом в учебнике.
Реализован принцип природособразности: учитываются личность ребенка, возможность его обучаемости. Все учебники имеют дополнительное содержание, что решает сразу две задачи: снятие обязанности усвоения всего учебного материала (ребенок может, но не обязан это знать), с другой стороны, у более сильного ученика есть возможность проявить себя.
Первокласснику нужно помочь адаптироваться при переходе от дошкольной жизни в детском саду или дома к школьному образованию, поэтому учебный курс от первого ко второму полугодию меняется, оставаясь «мягким» для восприятия ребенка.
Хотелось бы верить, что действительно реализован декларируемый авторами приоритет поисково-исследовательской деятельности. Т.е. ребенок не просто слушает, смотрит и повторяет, а является непосредственным участником учебного процесса, своего рода исследователем. В программе представлена система игр, развивающих необходимые качества для закрепления получаемых знаний.
Плюсом программы, я считаю, усиленное внимание к творчеству детей, развитие их воображения. Другое дело, как это все будет реализовано учителем, но это отдельный разговор. А вообще программа содержит множество творческих заданий, ролевых игр, особенно в дисциплине «Окружающий мир».
Взгляд изнутри
Теперь взгляд изнутри, так сказать, предметно, что я выяснила по отзывам и в ходе изучения вопроса.
Большинство родителей довольны предлагаемым к изучению материалом по литературе. Хорошо представлена классика: Пушкин, Толстой, Крылов. Но многие не довольны проводимой работой над произведениями: не хватает анализа, сравнения, пересказа. Я считаю, что здесь очень важна адекватность учителя, тогда усвоение будет полноценным.
Многие сетуют на программу по математике, а именно на саму подачу как учебной информации, так и формулировку заданий и вопросов.
Несколько слов о русском языке. Изучая системы образования, представленные в наших школах, я обратила внимание на наличие фонетического разбора уже в первом классе. Причем, он есть не во всех системах обучения. К сожалению, в «Школе 21 века» он есть. Почему к сожалению? Мне кажется, что на этапе знакомства с текстами, для будущего грамотного правописания очень важно зрительное восприятие правильно написанных слов. Фонетический же разбор для первоклашек, еще не знакомых с орфограммами и словарем, представляется мне не только лишним, но и вредным.
Сами подумайте, что полезнее видеть ребенку чаще: «ёжик» или «йожык»? Хотя, многие говорят, что именно русский язык в рассматриваемой системе обучения сильнее, чем в других программах.
Вообще, мне показалось, что вся программа – довольно интенсивна. На многие сложные, на мой субъективный взгляд, темы выделяется всего 1 урок. Хотя, может этого достаточно и так и надо для современного ускоренного темпа жизни?
О необходимой помощи в учебе
Одно стало очевидным: для успешного обучения ребенка, вероятнее всего придется ему помогать. И даже если ребенок от природы самостоятельный — контролировать и направлять, совершенно точно. Если же ребенок пока не особенно усидчив и внимателен к объяснениям учителя на уроке, то совместные домашние задания – сегодня совершенно обычная практика. Хотя это можно отнести и к другим программам.
Кроме адекватной домашней помощи ученику – просто колоссальную роль играет учитель. Потому что, исходя из всего, что я прочитала, вывод один: грамотный, опытный педагог сделает любую программу интересной, полезной и ребенок ее усвоит.
Кстати, согласно статистике, независимо от выбранной образовательной программы в школе или конкретном классе, при итоговой аттестации ученики разных программ демонстрируют одинаковый объем знаний. Т.е. отличается лишь путь к результату, а качество итоговых знаний зависит от многих факторов. Поэтому не стоит слишком критично относится к современным методикам обучения, хвалить или рьяно корить отдельные. Успех образования зависит от педагога, родительского участия и самого ученика.
А теперь предлагаю вам поприсутствовать на уроке в «Начальной школе XXI века», так как лучше один раз увидеть.
Буду надеяться, что все у всех сложится так как надо. И мы разгрызем-таки этот гранит науки!
Также на блоге вы можете ближе познакомиться и с другими программами начальной школы, например, «Школой России», «Системой Эльконина Давыдова», «Системой Занкова».
Вне зависимости от программы, по которой учится ваш ребенок, я желаю вам удачи! А еще жду ваших комментариев, особенно от тех, кто испытал «Школу 21 века» на себе.
При подготовке материала использовались источники:
https://shkolaveka.ru/
https://shkolala.ru/zakonodatelstvo-o-shkole/programma-nachalnaya-shkola-21-veka/