Vision Zero Семь золотых правил производства c нулевым травматизмом и с безопасными условиями труда
Помогая работодателям и менеджерам предприятий решать задачи непрерывного совершенствования охраны труда и производственной безопасности в соответствии с концепцией Vision Zero, МАСО на основе результатов всеобъемлющего обследования, посвященного наиболее эффективным профилактическим мерам, разработала практический инструмент управления в целях развития культуры безопасности и охраны труда. Свыше 1000 работодателей, директоров, менеджеров, специалистов в сфере профилактики, инспекторов по охране труда и представителей работников ответили на вопросы, касающиеся передовой практики. Итогом работы стало создание практического Руководства по реализации концепции Vision Zero, включающего семь золотых правил.
VISION ZERO
«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – производственная безопасность, охрану труда и благополучие работников на всех уровнях производства. Разработанная МАСО концепция Vision Zero отличается гибкостью и может быть адаптирована к конкретным мерам профилактики, имеющим приоритетное значение для обеспечения производственной безопасности, охраны труда и благополучия работников на том или ином предприятии. Благодаря своей гибкости Vision Zero может применяться на любом месте работы, на любом предприятии и в любой отрасли во всех регионах мира.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не предопределены судьбой и не являются неизбежными: у них всегда есть причины. Развитие эффективной культуры профилактики позволяет их устранить и предотвратить производственные аварии и ущерб, а также профессиональные заболевания.
СЕМЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ VISION ZERO
1. Стать лидером — показать приверженность принципам;
2. Выявлять угрозы — контролировать риски;
3. Определять цели — разрабатывать программы;
4. Создать систему безопасности и охраны труда — достичь вы- сокого уровня организации;
5. Обеспечивать безопасность и охрану труда на рабочих ме- стах, при работе со станками и оборудованием;
6. Повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки;
7. Инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия.
ТРЕБУЕТ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Совершенствование охраны труда и производственной безопасности на предприятии не обязательно означает увеличение расходов. Важнее то, что администрация действует осознанно, осуществляет последовательное руководство и создает атмосферу доверия и открытого взаимодействия на всех уровнях компании. Реализация стратегии профилактики Vision Zero требует активного вклада многих участников предприятия. Очевидно, что успех или неудача в реализации стратегии Vision Zero будут в конечном итоге зависеть от приверженности работодателей и руководителей предприятия, мотивированности менеджеров и бдительности работников.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА ОКУПАЮТСЯ
Безопасные и здоровые условия труда не только являются мо- рально-юридическим обязательством, но и оправдывают себя экономически. Инвестиции в охрану труда позволяют избежать человеческих страданий и защитить самое ценное, что у нас есть, – наше здоровье, физическое и психологическое благо- получие. Не менее важно и то, что они благотворно влияют на мотивацию работников, качество труда и продукции, репутацию компании, степень удовлетворенности работников, менеджеров и клиентов и, как следствие, экономические показатели. Международные исследования доходности инвестиций в профилактику доказали, что каждый доллар, вложенный в охрану труда, генерирует потенциальную прибыль в размере свыше двух долларов. Безопасные условия труда – это вклад в процветание предприятия.
АНО ДПО «ЦППК» является партнером VISION ZERO и предлагает для Вас проведение обследования, включающее в себя диагностику
- уровня развития безопасности труда;
- мотивацию и уровень компетенций;
- готовность к изменениям,
а так же обучающие курсы по производственной безопасности, профилактике травматизма и по развитию профессиональных навыков.
ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛИДЕРСТВО И КУЛЬТУРА
• Лидерство безопасности
• Менеджмент безопасности
• Поведенческий аудит производ- ственной безопасности (ПАБ)
• Основы производственной безопас- ности для линейных руководителей и сотрудников функции
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
• Система управления производствен- ной безопасностью. Общие положе- ния и структура
• Порядок проведения аудита систе- мы управления производственной безопасностью.
• Разработка и реализация корректи- рующих и превентивных мероприятий
ОЦЕНКА РИСКОВ
• Методика анализа опасностей
«5 простых шагов»
• Система управления рисками в обла- сти производственной безопасности
• Общий курс по методикам оценки рисков
• Методики HAZID/ENVID, HAZOP, PHSER, BOW TIE
ОХРАНА ТРУДА
• Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты • Вводный курс по производственной безопасности для новых сотрудников • Основные правила безопасности Программа предотвращения травма- тизма на производстве
• Требования к выявлению, регистра- ции и анализу опасных действий, опасных условий и происшествий без последствий (nearmiss)
• Безопасность в офисе
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
• Обучение оказанию первой помощи
• Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ)
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
• Безопасность пассажиров на авто- мобильном транспорте
• Защитное вождение
• Зимнее вождение или вождение в сложных условиях
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОИСШЕСТВИЙ
• Происшествия. Оперативное сообщение, расследование, учет и периодическая отчетность
УПРАВЛЕНИЕ ПОДРЯДЧИКАМИ
• Порядок управления и организации взаимодействия с подрядчиками по вопросам производственной безопас- ности
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ
• NEBOSH
• IOSH
• Международная сертификация веду- щих аудиторов по производственной безопасности (ISO 45001, BS OHSAS 18001)
• Международная сертификация веду- щих аудиторов по производственной безопасности (ISO 14001)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
• Ключевые навыки управления
• Анализ проблем и поиск эффективных решений
• Управление изменениями
• Навыки влияния в конфликтных ситуациях
• Навыки публичных выступлений
• Управление стрессом
Для руководителей предприятий и специалистов, ответственных за систему управления охраной труда (СУОТ), ответственных за безопасность труда и профилактические меры, предлагаем пройти тестирование от VISION ZERO по ссылке:
И наши специалисты свяжутся с Вами и предложат дорожную карту и видение к внедрению у Вас концепции Нулевого травматизма.
О КОНЦЕПЦИИ «VISION ZERO» ИЛИ «НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ»
Понятие «Vision zero» или «Нулевой травматизм» пришло из Швеции. Изначально это была программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению гибели в результате дорожно-транспортных происшествий, так называемое «дорожное чудо», заключающееся в том, что с 70-х годов количество автомобилей в Швеции удвоилось, а смертность сократилась на четыре пятых. Позже основные принципы этой программы начали внедрять в системе трудовых отношений и охране труда. Саму концепцию «нулевого травматизма» «Vision Zero» разработала Международная ассоциация социального обеспечения (сокращенно — МАСО).
В России, «Vision Zero» начала функционировать начиная с 2014 года. В 2017 году на площадке Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда — 2017» состоялось подписание Меморандума между Министерством труда и социальной защиты РФ и МАСО о взаимопонимании и сотрудничестве по продвижению Концепции «нулевого травматизма», а в январе 2018 года сертификат «Vision Zero» получил Фонд социального страхования России.
Концепция «Vision Zero» — это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления — безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, базирующийся на семи, так называемых, «золотых правилах»:
Стать лидером — показать приверженность принципам
Выявлять угрозы — контролировать риски
Определять цели — разрабатывать программы
Создать систему безопасности и гигиены труда — достичь высокого уровня организации
Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием
Повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки
Инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия
Каждое «золотое правило» включает краткий обзор с последующим изложением основных принципов Концепции и перечнем контрольных вопросов, которые позволяют быстро оценить, какие из семи «золотых правил» уже выполняются на предприятии, что можно усовершенствовать и следует ли предпринять какие-либо корректирующие действия.
На сегодняшний день не требуется обязательного внедрения «Vision Zero» на предприятиях, но с учетом того, что в системе мероприятий по охране труда превентивный поход декларируется Министерством труда и социальной защиты РФ, как один из наиболее перспективных, а в трудовое законодательство с 1 марта 2022 года внесены изменения, связанные с установлением приоритета профилактики производственного травматизма.
Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда выделены теперь в отдельную 35 главу Трудового кодекса РФ.
Новыми для работодателя являются обязанности по систематическому выявлению опасностей и профессиональных рисков, их регулярному анализу и оценке, по разработке мер и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда. Устанавливается на работу в опасных условиях труда в случае, если по результатам специальной оценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4-й класс, то работодатель должен приостановить работы до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.
Работник обязан соблюдать требования охраны труда, правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции, использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
Как следствие, в качестве сопутствующего инструмента по сохранению жизни и здоровья работников, разработки системы управления охраной труда, дополнительного инструмента оценки профессиональных рисков, серьезной пропагандистской меры, позволяющей повысить информированность и вовлеченность всего персонала в обеспечение безопасности труда — применение инструментов Концепции «Vision Zero» представляется вполне обоснованным.
- Об инспекции
- Деятельность
- Результаты
- План проверок
- Противодействие коррупции
- Госслужба
- Закупки
- Новости
- Мониторинг повышения зарплат работников бюджетной сферы
- Открытые данные
- Перечень государственных услуг и функций
- Специальная оценка условий труда
- Частные агенства занятости
- Ссылки
- Письмо в государственную инспекцию труда
- Список недобросовестных работодателей
- Профилактика нарушений
Обнулить смертность: как работает шведская концепция Vision Zero?
Ежегодно во всём мире в авариях погибает 1,2 миллиона человек, ещё около пятидесяти миллионов получают ранения. Цифры безлики, но попробуйте представить, что первая цифра равняется ежесуточному крушению двадцати пассажирских лайнеров в течение 365 дней. А вторая — это население целой страны; например, Южной Кореи. Похоже на статистику потерь в результате полномасштабной войны, тем более что большинство пострадавших — молодые люди. В последние годы дорожно-транспортные происшествия стали самой опасной по темпам роста угрозой для человеческой жизни, настоящей чумой XXI века.
Статья по теме
Государства по-разному пытаются снизить смертность на дорогах: пропагандируют безопасное вождение, снижают скоростные лимиты и так далее. Один из наиболее успешных примеров такой работы — шведская концепция безопасности Vision Zero, принятая в 1997 году и нацеленная на то, чтобы к 2020 году на дорогах страны не погибал ни один человек.
Промежуточные результаты впечатляют: если в 1957 году в Швеции на 100 тысяч населения приходилось 17 погибших (это, кстати, современный российский уровень), то в 2014 году — только двое. В то время как средний показатель по Евросоюзу — 5,5 человек; в США — одиннадцать.
Каким же образом функционирует Vision Zero? Об этом шведские эксперты в области транспортной и дорожной безопасности рассказали на круглом столе, состоявшемся в Санкт-Петербурге. С докладом выступили представитель Министерства транспорта Швеции Андерс Лие, руководитель Центра безопасности компании Volvo Сесилия Ларсон, а также глава исследовательской группы Volvo по изучению причин ДТП Петер Веллс.
Кто виновен в аварии?
В большинстве стран мира виновником аварии априори считается водитель. Возьмём, к примеру, лобовое столкновение: очевидно, один из участников движения ошибся в оценке дорожной ситуации, неверно выбрал момент для обгона, что и послужило причиной смертельного столкновения. Однако шведская коалиция по реализации Vision Zero исходит из того, что вина в любом ДТП коллективная.
Статья по теме
Это просчёт дорожников, построивших дорогу без центрального разделительного барьера (отбойника). Это недочёт в сфере управления и контроля транспортным потоком: скажем, наличие камеры, фиксирующей пересечение осевой линии, могло бы сдержать нарушителя угрозой штрафа. Наконец, это вопрос к производителю автомобиля: достаточно ли безопасна модель, если водитель погиб?
Можно сказать, что разработчики программы Vision Zero действовали согласно знаменитому закону Мёрфи: «если неприятность может произойти, она обязательно случится». Ведь водитель — обычный человек, который рано или поздно допустит ошибку. А значит, бессмысленно просто вводить новые штрафы и запреты, необходимо минимизировать количество ситуаций, в которых ошибка может привести к летальным последствиям.
Vision Zero на практике
Программа состоит из четырёх блоков: это технологии транспортных средств, услуги и безопасность, управление и контроль, а также инфраструктура. В каждом из блоков собраны практические решения, в комплексе обеспечивающие безопасность дорожного движения.
Возьмём, к примеру, упомянутый выше разделительный барьер. Как правило, его не устанавливают на малополосных дорогах, так как он «съедает» целый ряд. Это может привести к коллапсу на шоссе, если на него выйдет, скажем, трактор — обогнать тихохода возможности не будет, и вся дорога встанет в пробке.
Статья по теме
Инфраструктурное решение этой проблемы методом Vision Zero: реконструкция шоссе по принципу «переменной рядности». Вместо четырёх полос (по две в каждую сторону) остаются три — третья полоса поочередно появляется то слева, то справа. То есть, водители, едущие по обеим сторонам дороги, имеют возможность обгонять тихоходные транспортные средства.
Таким образом, при помощи небольших затрат можно сделать второстепенные шоссе такими же безопасными, как скоростные магистрали с разделёнными потоками. За десять лет в Швеции таким образом было реконструировано 2,5 тысячи километров дорог; по подсчётам экспертов, это сберегает около 200 человеческих жизней ежегодно.
Но это только один пример: подобных решений великое множество. Скажем, замена обычных перекрёстков круговыми, которые полностью исключают возможность тяжёлых аварий на пересекающихся траекториях. Строительство безопасных переходов; снижение скоростного лимита в городе до 30 км/ч — скорости, на которой столкновение с автомобилем не приводит к летальным последствиям для пешехода. Наконец, насыщение шоссе камерами, которые не только выписывают штрафы, но и следят за дорожной обстановкой, что способствует скорейшему прибытию на место ДТП спасательных служб.
Автомобили Vision Zero
Другим основополагающим пунктом Vision Zero является расследование причин каждой аварии. В таких разбирательствах принимают участие специалисты национальной компании Volvo. На основании их отчётов инженеры компании принимают решения об изменениях в конструкции автомобилей.
Надо отметить, что Volvo во многом является пионером шведской программы: именно эта марка впервые серийно внедрила ремни безопасности для водителя и пассажиров, а в 1957 году правительство обязало их использовать законодательно. Внутри компании действует собственный вариант Vision Zero — Volvo рассчитывает, что к 2020 году технологии безопасности достигнут такого уровня, что в их автомобилях люди погибать не будут.
Ряд этих технологий воплощён в новом флагмане Volvo внедорожнике XC90, показанном журналистам. Модель проектировалась в течение шести лет: результатом изысканий стал сверхпрочный силовой каркас с добавлением карбида бора (из этого стального сплава выполнено 30% несущих элементов кузова), а также многочисленные электронные помощники.
Наиболее впечатляющей является система предупреждения о столкновении с функцией автоматического экстренного торможения (FCWEB). В демонстрации возможностей этой системы принял участие глава исследовательской группы компании Петер Веллс: грузовой автопоезд Volvo массой в 40 тонн автоматически остановился в считанных сантиметрах от машины, в которой находился Веллс. По словам последнего, такого «драматизма» легко можно было избежать — нет проблем запрограммировать систему на заблаговременную остановку перед препятствием. Однако в таком случае FCWEB воспринимался бы водителями не как экстренная система, а как очередное электронное удобство, что могло бы усыпить бдительность.
Ещё одно новшество в сфере безопасности — XC90 умеет определять, когда автомобиль съезжает в кювет. Это происходит, например, когда водитель засыпает за рулём или ему внезапно становится плохо. Определив, что движется к обочине, XC90 выполняет преднатяжение ремней и активирует амортизационную систему спинок кресел. Как отметила руководитель Центра безопасности компании Volvo Сесилия Ларсон, это должно минимизировать травмы позвоночника, которые являются наиболее распространённым ранением при такой аварии.
Статья по теме
А в ближайшем будущем, по словам Сесилии, автомобили Volvo будут активно противиться сходу в кювет или столкновению с ограждением. Как только автоматика, анализирующая сигналы радаров и камер, следящих за дорожной разметкой, определит, что машина вот-вот сойдёт с дороги, она самостоятельно повернёт руль и вернёт машину на безопасную траекторию. Руководитель центра безопасности подчеркнула, что водитель будет в состоянии «переупрямить» автопилот, если съезд в кювет — осознанный выбор, чтобы, скажем, уйти от лобового столкновения.
Достижим ли «ноль»?
Программу Vision Zero зачастую критикуют за её утопичность — действительно, конечная цель выглядит нереализуемой. Разбиться насмерть можно и на относительно безопасном круговом перекрёстке, велосипедист может пренебречь ношением шлема и так далее. Что интересно, с критиками программы согласен и представитесь Министерства транспорта Швеции Андерс Лие. По его словам, абсолютный ноль действительно недостижим, но является хорошим стимулом для непрерывного совершенствования программы.
Так, следующим технологическим уровнем Vision Zero станет постепенный отказ от ручного управления машиной. Такие компании, как Google, Nissan, Daimler и отечественный КамАЗ, работают над созданием автономных транспортных средств, приспособленных к самостоятельному передвижению по дорогам. Наиболее «спелым» на сегодняшний день как раз является проект Volvo под названием Drive me. С разрешения министерства транспорта Швеции 100 серийных автомобилей Volvo, оборудованные комплексом Autopilot, будут учиться самостоятельно ездить по дорогам Гётеборга. Пока что им выделен только 50-километровый прямой участок, но в дальнейшем они смогут перемещаться в городском трафике и по близлежащим автомагистралям.
При подготовке материала использовались источники:
https://cppk.lc/vision-zero-sem-zolotyh-pravil-proizvodstva-c-nulevym-travmatizmom-i-s-bezopasnymi-usloviyami-truda
https://git50.rostrud.gov.ru/news/1169909.html
https://aif.ru/auto/safety/obnulit_smertnost_kak_rabotaet_shvedskaya_koncepciya_vision_zero