...

Чтецкая программа что это

Программа для поступления в театральный ВУЗ: какие сложности существуют?

Поступление в театральный ВУЗ для многих молодых людей становится целью жизни. Для ее достижения большое значение имеет программа для поступления в театральный институт. В первую очередь следует ознакомиться с различными особенностями поступления в учебное заведение. Знание тех проблем, с которыми возможно придется столкнуться, позволит к ним подготовится.

Программа для поступления в театральный ВУЗ: готовим заранее

Для того чтобы поступить в любой театральный ВУЗ необходимо пройти несколько этапов. Все они разные. Сходство лишь в их цели проведения. Все они необходимы для того, чтобы в результате в театральной высшей школе учились наиболее талантливые ребята.

Каждый абитуриент проходит через следующие этапы поступления:

  • отборочная консультация;
  • предэкзаменационные прослушивания;
  • непосредственно экзаменационная часть.

Для прохождения каждой части экзамена необходима чтецкая программа. Ее образуют несколько произведений. Их выбор во многом зависит от таланта абитуриента и степени его готовности к обучению в театральном институте.

При прохождении туров (экзаменационных этапов) нужно будет рассказать чтецкую программу. Она включает в себя несколько произведений. В их число входят проза стихотворения и басни. Чтение басни относится к наиболее сложному виду чтецких искусств. Это обусловлено спецификой жанра и особенностями самих произведений.

Стихотворения для поступления в театральный ВУЗ

Выбор произведения для поступления в театральное учебное заведение – сложная задача. Это обусловлено двумя моментами:

  • следует выбрать то произведение, которое нравится;
  • не всегда вкусы исполняющей и принимающей стороны могут совпадать, к чему необходимо быть готовым.

Выбор стихотворения для поступления в театральный ВУЗ необходимо начинать задолго до самого испытания. Среди произведений необходимо брать те, которые лучше чувствуются и понимаются. Это позволит полностью отразить эмоции, поведение главных героев текстов. Не следует пытаться чрезмерно выразить собственные чувства. Они должны быть натуральными, естественными. В противном случае будет достигнут противоположный результат.

Всегда можно воспользоваться помощью педагогов, которые составят необходимую программу. Однако лучше самому разобрать стихотворение и готовиться самостоятельно. Не следует надеяться только на педагогов: они могут показать направление, в котором следует двигаться, указать на ошибки, но подготовку придется выполнять самостоятельно. Поступление в театральный ВУЗ – большой тяжелый труд.

Театральные студии

С каждым днем театральные студии становятся все популярней. Занятия в театральном кружке позволяют привить ребенку художественный вкус, любовь к качественной литературе. Кроме того, создание любого спектакля – это всегда воспитание ответственности, взаимопонимания, сплоченности.

Театральные студии бывают разные и руководят ими разные мастера. Но главное сходство их в том, что они сочетают в себе три кружка: актерское мастерство, основы танца и пластики, ораторское искусство. Благодаря посещению занятий развивается внимание, воображение, память, способность владеть собственным телом, умение выражать мысли и чувства посредством соответствующих движений.

В некоторых студиях ребята учатся шить костюмы, изготавливать реквизит, декорации. Однако не следует заставлять ребенка записываться в театральный кружок, если он этого не хочет. Для начала можно просто посетить одно из занятий. Обычно это позволяет сделать любая театральная студия для подростков, Москва располагает большим число подобных кружков.

Театральное учебное заведение – это не просто место, где человек получает новую профессию. Здесь он по-новому открывает для себя мир прекрасного и вечного. Но для того, чтобы достичь новых высот, придется пройти немало трудностей.

063

067

070

075

Необходимо подготовиться для поступления в театральный вуз?
Оставьте заявку на бесплатное собеседование с профессиональным педагогом

Материалы по теме

© 2023 Театр «Постскриптум»

Заказ билетов по телефону:

Новости

Театральная студия

  • Репертуар
  • Афиша
  • Труппа
  • Театральная студия
    • Курсы актерского мастерства
    • Абитуриентам в театральный ВУЗ
    • Актерское мастерство для детей 4-6 лет
    • Актерское мастерство для детей 7-10 лет
    • Актерское мастерство для детей 10-16 лет
    • +7 (495) 740-69-46
    • Отзывы
    • Новости
    • Статьи
    • История театра
    • Контакты

    №80 Отгадка: Чтецкая программа в театральном вузе

    Тут, совсем недавно, загадали мы Вам «загадку о составлении чтецкой программы абитуриента» . Очень трудные вопросы, но крайне важные! Кто ответил на них-молодец, кто не ответил — попробуйте ответить на них самостоятельно, прежде чем читать наши ответы. Если вы серьезно хотите поступить на актерский факультет: Подумайте прежде чем читать статью.

    Итак вопросы в этой статье-загадке были такие:

    1. Почему на вступительных турах не дают играть, а просят подготовить чтецкую программу?
    2. Какой же собственно навык хотят проверить мастера, слушая чтецкую программу?
    3. Как подбирать произведения для программы?

    Подумали сами?)) Итак, ответы:

    Отгадка о составлении Чтецкой программы в театральном вузе

    Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо ответить на еще один:

    Что проще играть или читать?

    Закройте глаза, расслабьтесь и подумайте над ответом на этот вопрос. Подумали? Нашли ответ? Читаем дальше)

    Так что же проще?

    С одной стороны проще конечно читать, нужно меньше делать, работай только себе голосом и все. Но, если подумать хорошо, то мастеров же не навык владения голосом интересует, а актерские задатки! А ведь чем меньше возможности их проявить, тем сложнее!

    Поставь мастера абитуриентам задачу играть, стало бы гораздо проще, ведь у каждого есть своя сильная сторона (у кого-то пластика, у кого-то жесты, мимика).
    Да и через действия гораздо проще самовыразиться, чем только через голос.
    Предлагая выносить на туры только чтецкую программу, мастера ставят актера в сложную ситуацию: они лишают начинающих актеров всех средств выразительности!
    Кроме голоса и глаз.
    И если вы(Актер) сможете заинтересовать при таком ограничении, у вас есть талант.

    Выходит вас нарочно лишают возможности «играть», чтобы посмотреть, насколько вы сможете заинтересовать и насколько вы можете…

    При этом, чтецкая программа дает возможность иметь более четкие критерии оценки.
    Оценки? Очень сложно сравнивать между собой номера в разных жанрах (драму, пантомиму, фарс, действие в паузе и т.д.).
    А ведь дай абитуриентам возможность играть, они будут выбирать самые невообразимые жанры для выступлений! Которые могут не только никак не отображать талант, но и плохо сопоставляться друг с другом.

    «Какой же собственно навык хотят проверить мастера, слушая чтецкую программу?»

    После ответа на первый вопрос, можно взяться за второй.
    Как я писала выше для комиссии и мастерам очень важно, чтобы человек умел раскрыться в условиях ограниченных средств выразительности.

    Средства выразительности это: голос, пластика, мимика, речь, жесты, тело и т.д.

    Но этому будут учить и позже. Так что же им нужно? Думаю тут для мастеров гораздо важнее другой навык. По крайней мере, мой опыт подготовки людей к поступлениям указывает именно на него.
    Навык доносить подтекст!
    Если человек прямолинеен и не умеет вкладывать свой смысл и свою душу в текст автора, этому уже вряд ли научишь. Для обучения актерскому мастерству очень важна гибкость ума, возможность увидеть за словами смысл и через эти слова донести смысл.

    Как уже писала выше, если в тех, ограниченных условиях, которые ставит чтецкая программа, человек сможет показать наличие смысла (подтекста – читайте следующие стати об этом) за словами, то мастер его замечает.
    Это еще одна важная причина, почему именно такая форма принятия вступительных: этюды далеко не всегда предполагают слова и уж тем более скрытый (не поверхностный) смысл, а вот стихи, проза, басня – всегда.

    Как подбирать произведения для программы?

    Думаю, после ответов на два прошлых вопроса, это почти очевидно. Поскольку вы находитесь в ограниченных условиях и при этом нужно показать смысл за словами, то необходимо выбирать те произведения, которые вам понятны и близки. Только тот текст, за словами которого, стоят ваши личные слова, ваша личная история, переживание, мечтание, желание и жизнь, зацепит слух и взгляд мастера. Дайте ему кусочек себя, своей души, подберите тот текст, который интересен и важен вам лично. И, обязательно, который вы понимаете.

    Надеюсь теперь стало понятнее как готовить и выбирать чтецкую программу.АлеКсандра Д. и Евгения Дин

    № 70 Чтецкая программа абитуриента: стихотворение, басня, проза

    Законы по которым читается стихотворения, прозы, басни и проч. замечательно объяснил Вячеслав Терещенко. ( Вот в этой статье я опубликовала главу из его книги).

    Значит замечательный педагог уже все для вас разложил по полочкам, объяснил, разжевал и в рот положил. Вам осталось только самое трудное — сделать так, чтобы все написанное им ожило. Как? Об этом в следующей статье.

    А сейчас рекомендации к выбору чтецкой программы. Этими советами одинаково могут воспользоваться как актеры, так и режиссеры. Но актеры, конечно, в первую очередь. Почему?

    Зачем актёру готовить чтецкую программу?

    Для актёров стих, проза и басня(+песня и танец) — это «основное», что спрашивает комиссия. В этот момент человека оценивают по определенным критериям, хотят увидеть соответствие своим ожиданиям, выбирают типажи и т.д.

    Зачем режиссеру готовить чтецкую программу?

    Вообще-то правильно про режиссеров сказали на консультации во ВГИКе: «будем спрашивать чтецкую программу только если совсем станет скучно».

    Но есть же еще и другие институты! Например ГИТИС. Там у режиссёров очень часто дела обстоят так-же как и у актеров.

    Еще раз про теле- и кино-режиссуру: уже один раз написано человеком, можно просто процитировать:

    «В той самой памятке написано, что нужно читать басню, стихотворение и прозу. Безусловно, быть готовым к этому вам нужно. Но просят читать не всегда, даже — очень редко (хотя, это, конечно, зависит от пристрастий мастера — тут никогда не угадаешь, поэтому будьте готовы).
    Если попросят что-то прочитать, то помните, что вы поступаете не на актерский факультет и что пресловутая выразительность, благообразное выражение лица и чувство ритма — это все на пользу вам не идет. Если вы все это еще и талантливо будете делать, вас могут без всяких экзаменов отправить учиться в актерскую мастерскую. Вам это нужно? Так что будьте осторожны.
    Требование тут к вам на самом деле гораздо серьезнее и мало кому из актеров это удается. Вам требуется показать, что вам действительно интересно то, что вы читаете. Сыграть или изобразить интерес невозможно. Поэтому выбирая отрывок, возьмите то, что вас реально задевает. Потому что самое ужасное зрелище — это видеть как чтец пыжится, интеллигентные бабульки в первом ряду, понимаешь, слезы льют, переживая, а ему это всё глубоко до фени на самом деле. Но если человек о чем-то говорит, и мы видим, что ему это важно, то не прислушаться к нему просто невозможно, и нам уже становится не важна длина отрывка, дикция, ритм и прочее; если человеку что-то интересно, то внимание приковано к нему, даже если мы толком не понимаем, о чём это он там…»

    Рекомендации к выбору басни, прозы и стиха для чтецкой программы:

    — Это рекомендации, а не правила.

    — Что ожидает актера на турах очень очень подробно описано в этой статье.

    Предпочтения мастера. Узнайте какой мастер набирает курс. Узнайте его предпочтения и (в том числе) исходя из них редактируйте, составляйте свою программу.

    Классика — наше все. Не берите современных авторов, если только нет прямого указания, как было в 2012 году. Фантастику, фентези исключите априори и не вспоминайте о них.

    Чем проще, тем лучше! В прозе советуют не замахиваться на Достоевского, Толстого и иже с ними. В 90% случаев вы просто не сможете подготовить этот сложный и тяжелый материал. Таких литературных «гигантов» берите только в том случае, если твердо знаете что делаете.
    Если хоть чуть-чуть не уверены в себе возьмите просто рассказы не менее известных писателей.

    Бой школьной программе. Не нужно выбирать программу (в частности стихотворения) из школы, стопроцентно будет создаваться ощущение, что вы больше ничего не знаете.

    — Бой выпендрежу. Не смотря на то, что школьные стихи не включают в программу, слишком изворачиваться и искать что-то дико исключительное и невероятно новое тоже не нужно. Потратьте свои силы на анализ лучше. И найдите золотую середину.

    — Близко к своему характеру. Вы найдете золотую середину, когда найдете материал близкий к своему характеру.
    Если вы больше похожи по типажу и характеру на злодея, то зачем выбирать материал про героев, спасающих принцесс? Понимаете какой диссонанс?)

    — Интересное лично тебе. Этот материал должен быть интересен лично вам. Все что вас не трогает, не и тронет и комиссию, они очень чувствительные люди.

    Не доверяйте свой выбор репетитору. Вы должны выбрать программу самостоятельно. Репетитор может вам советовать, предлагать, объяснять, делать подборки.
    Но если он выберет абсолютно все за вас, где же тогда вы возьмете интерес и азарт?

    — Учите минимум за месяц и повторяте. Вступительные это большой стресс и мандраж. Все что вы знали и помнили вылетает из головы как только звучит ваш номер\фамилия и вы делаете первые шаги навстречу ИМ.
    Будет не хорошо выйти,нервно улыбнуться и в затянувшейся тишине сказать: -«представляете, забыл, миленькие…»
    А вот если вы выучите все заранее, материал отложится «под коркой» в вашей памяти, то ваше подсознание спасет вас в сей ответственный момент.
    Если вы актер — программу готовят ЗА ГОД до поступления.

    — Учите наизусть. Как бы смешно не звучал этот пункт. Чтение с листочков никто не будет слушать. Тем более что лист «держит» и отвлекает.

    — Выучите разноплановый материал. Не нужно учить однотипные стихотворения, прозу и басни. Даже 10 однотипных стихотворений в глазах комиссии будут выглядеть как одна. Им важно не столько ЧТО вы читаете (но на это смотрят), а КАК. Вы должны показать разные стороны себя и своего характера.
    Материал должен быть на все случаи жизни. «Что-ибудь лиричное или комичное», пожалуста! Тут же читаете.

    — Стихотворения, басни, проза — должно быть несколько вариантов. По три(пять) разноплановых будет достаточно. Комиссии должно быть из чего выбирать и между чем сравнивать.

    — Что включает в себя КАК? Как держитесь, как говорите, как двигаетесь, как интерпретируете и понимаете материал, как доносите, заражаете, отражаете характер, соответствие типажу, веруете в происходящее и т.д.

    — Нет школьному чтению с выражением! Забудьте все, чему вас учила учительница литературы. Художественное чтение — это не игра актера. Это вообще… явно не то что нужно.

    — Удивительное открытие… У Крылова не 14 басен, а более 200. И даже если большая часть из них перевод того же Эзопа и Лафонтена, то не нужно зацикливаться на приевшихся всем «стрекозе». «волке и ягненку», «мартышке с очками» и т.д… вы сами знаете эти басни.

    — Умейте объяснить свою позицию. Вообще это редкая практика, но она имеет место быть. Чаще ее практикуют у режиссеров, но с режиссеров редко спрашивают чтецкую программу.

    — Не берите в программу собственные произведения. Вы можете их представить, если комиссия заинтересуется. Но в программу такие вещи не включают. Для острастки проведите эксперимент: Прочитайте стихотворение Пушкина, а следом за ним свое. Если они на одном уровне — тогда спокойно читайте. Если нет — не нужно.
    С другой стороны, если вы сочиняете как Пушкин, может вам лучше быть поэтом?

    — Не включайте в программу материал другого пола. Если вы девочка вы читаете только за девочек, если вы мальчик — читайте только за мальчика. В противном случае вас просто перебьют и ехидно поинтересуются половой принадлежностью. Увы, такова ваша судьба.

    Вроде все, если кто еще что-то знает — напишите это сразу в комменты)

    Поэзия — это прекрасно) АлеКсандра Д

    При подготовке материала использовались источники:

    Программа для поступления в театральный ВУЗ: какие сложности существуют?


    https://artgang.ru/80-otgadka-chteckaya-programma-v-teatralnom-vuze.html
    https://artgang.ru/68-chteckaya-programma-abiturienta-stixotvorenie-basnya-proza.html

Оцените статью