Программа 5–100: стремительный старт
Программа 5−100 завершилась два года назад, и уже можно делать выводы о ее долгосрочном влиянии на российскую научно-образовательную систему. Младший научный сотрудник ИНИИ НИУ ВШЭ Наталия Матвеева рассказывает о том, как изменились стратегии вузов — участников программы и университетская среда в целом.
Уже 10 лет в России проводится масштабное реформирование научно-образовательной системы. Акцент сделан на формирование и поддержку университетской науки, поскольку университеты обладают высоким исследовательским потенциалом.
Созданием научного знания традиционно занимается Академия наук, тогда как российские вузы имеют большие возможности для его распространения.
Синергия «создание — распространение» оказалась эффективной во многих странах. Включение университетов в исследовательскую деятельность способствует созданию нового научного кластера, который совместно с институтами Академии наук способен образовать конкурентоспособную научно-образовательную систему.
Одной из первых крупномасштабных программ поддержки ведущих вузов стал «Проект 5−100», реализованный в 2013—2020 годах. Целью программы было продвижение группы национальных университетов на международном академическом рынке. Она включала 15 вузов «первой волны» с 2013 года и шесть — «второй волны» — с 2016‑го. Общий объем средств, выделенных на программу, составил 86,5 млрд руб. (сумма, превышающая объем финансирования других программ модернизации систем образования и науки в России). Дизайн программы предполагал ежегодный мониторинг эффективности: вузы должны были каждый год демонстрировать положительные результаты. Уже в первые годы они продемонстрировали значимый рост публикационной активности (числа публикаций, общего и на человека) как в сравнении с другими российскими университетами, так и относительно собственной динамики до вступления в программу (см. Динамику основных показателей участников 5−100 и вузов контрольной группы). Также значительно возросло количество публикаций с 10 и большим числом соавторов, что свидетельствует об активном включении вузов в крупные мегаколлаборационные проекты.
Такой результат за короткий срок может свидетельствовать о том, что университеты либо готовились к вступлению в программу, либо мобилизовали для нее все силы. Объявление об участии в программе было неожиданным для университетов, и у них не было времени для подготовки. Отметим, что в некоторых случаях процесс создания научной работы от идеи до выхода публикации может занимать годы. Поэтому, скорее всего, имел место мобилизационный эффект: университеты задействовали все ресурсы для достижения необходимых показателей. Логично предположить, что для программы были отобраны университеты, имевшие потенциал роста.
Еще один важный показатель успешности программы помимо количества публикаций — их качество: исследования должны удовлетворять таким параметрам, как новизна и строгость. Как правило, такие характеристики коррелируют с цитируемостью и метриками, основанными на ней. Количество публикаций в журналах первого квартиля у вузов-участников заметно выросло. Однако в первые годы рост был выше, чем в последующие. Вероятно, это связано как с эффектом низкой базы (университеты до участия в программе имели небольшое число публикаций в журналах первого квартиля, поэтому рост выглядел значительным), так и с длительной процедурой подготовки высококачественных работ.
Одним из важных ресурсов для вузов — участников программы стало взаимодействие с другими научными организациями, причем после присоединения к программе 5−100 университеты стали чаще контактировать с международными институтами и РАН. При этом паттерны взаимодействия вузов-участников стали схожими, в то время как у не участвующих в программе вузов они не изменились. Также стало больше ученых, работающих в нескольких организациях одновременно. Вместе с тем отмечаются недобросовестные практики публикационной деятельности: например, авторы публикуют работы в журналах, не проводящих полноценную процедуру рецензирования или вообще обходящихся без него. Такие случаи не обязательно свидетельствуют о недобросовестности ученых — скорее, об отсутствии исследовательского опыта и умения определить качество журнала. При этом изменения не одинаковы для всех университетов. Каждый вуз выбирает собственную поведенческую стратегию, исходя из опыта и ресурсов.
Вузы проекта 5-100
При выборе вуза абитуриенты и их родители часто учитывают престиж учебного заведения и его позицию в мировых рейтингах. Чтобы адаптировать российские университеты к международным стандартам, разработали специальную программу — 5-100. Мы расскажем об этом проекте и приведём список вузов 5-100 в Москве и других регионах.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше интересной информации об институтах и колледжах всегда можно найти в нашем телеграм-канале. И не забудьте подписаться на специальную группу с акциями и скидками.
Программа 5-100 для вузов: цели и результаты
Программу повышения конкурентоспособности 5-100 запустили в 2012 году, чтобы ввести отечественные вузы в мировое образовательное пространство. Сначала предполагали, что программа продлится пять лет, но потом проект продлили до 2020 года.
Название программы выбрали не из-за длительности, оно отражает её цель: 5 университетов РФ должны были войти в сотню лучших вузов мира по версии следующих рейтингов:
- Quacquarelli Symonds.
- Times Higher Education.
- Academic Ranking of World Universities.
Поскольку место учебного заведения в этих рейтингах образования во многом зависит от индекса цитируемости научных публикаций, основные силы организаторы и руководство университетов направили на увеличение количества статей на английском языке и трудов, написанных совместно с иностранными исследователями.
Кроме того, среди задач проекта «Вузы 5-100» — увеличение числа иностранных студентов (до 15%) и преподавателей (до 10%).
На реализацию программы в России кураторы из Минобразования потратили 80 миллиардов рублей, однако к 2020 году ни один из вузов-участников проекта 5-100 так и не вошёл в первую сотню глобальных рейтингов. При этом некоторые учебные заведения попали в предметные рейтинги, и эксперты считают, что если поддержка университетов не прекратится, то через несколько лет вузы достигнут нужного результата.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Рейтинг российских вузов 5-100
Многие абитуриенты выбирают вузы-участники программы 5-100, т. к. им оказывали государственную поддержку, развивали и совершенствовали: открывали новые лаборатории и мультимедийные классы, обновляли кампусы, создавали комфортные условия для учёбы и активного досуга студентов.
Список вузов программы 5-100 мы представим в виде таблицы.
Подробнее об участниках программы 5-100 и их прогрессе можно узнать на сайте проекта.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры
Независимо от того, выбрали ли вы вуз 5-100 или университет не из этого перечня, хорошо учиться в нём поможет студенческий сервис. Там работают эксперты, которые справятся с любой учебной работой: от контрольной до диссертации.
Что такое 5 100 что это за программа
Проект 5-100: итоги программы
Мнение экспертов
АВТОР:
Редакция
В этом году завершается Проект 5-100 – государственная программа, направленная на повышение конкурентоспособности российских университетов, основной целью которой было вхождение 5 российских вузов в топ-100 мировых рейтингов.
«Список рейтингов, на которые стоит ориентироваться, определен заданием самого проекта – это три самых престижных и авторитетных рейтинга университетов в мире Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE) и Academic Ranking of World Universities (ARWU или Шанхайский рейтинг). Самый «независимый» из них – Шанхайский рейтинг, который опирается на оценку показателей, публикуемых в открытом доступе. Он же и самый уважаемый в академическом сообществе, поскольку основывается на фактических данных, включая информацию о выпускниках-лауреатах Нобелевской или Филдсовской премий, количество публикаций в уважаемых базах WebofSciencе, цитируемость. Рейтинг QS выглядит более демократичным, направленным на максимально широкую аудиторию. THE выглядит чуть более строгим, вес опросов экспертов в нем несколько меньше, чем в QS. В двух последних рейтингах используются репутационные оценки экспертных сообществ из академической и профессиональной сфер, что, на мой взгляд, зачастую носит весьма субъективный характер. Особенно, когда дело касается мнений о российских университетах, известность за рубежом которых ограничивается всего несколькими вузами. Замечательно, что рейтинги предлагают все более специализированные таблицы по отраслям знаний, программам, регионам, возрасту и т.п. Наши вузы в специализированных разрезах показывают довольно высокие показатели,» — поясняет Зарема Касабиева, проректор по взаимодействию со студентами и выпускниками Российской экономической школы.
Российские вузы-участники Проекта 5-100 в рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU)
*в 2015 году в рейтинг не входил ни один участник программы 5-100
Российские вузы-участники Проекта 5-100 в рейтинге Times Higher Education (THE)
*в 2015 году в рейтинг входил только один участник программы 5-100 – Новосибирский Национальный Исследовательский Государственный Университет (№301-350)
Российские вузы-участники Проекта 5-100 в рейтинге QS
Стоит отметить, что по итогам программы именно в рейтингах QS и THE оказалось наибольшее число вузов-участников проекта. Это может объясняться относительной простотой попадания в эти рейтинги за счет корректировки таких индикаторов, как соотношение студентов и преподавателей, доля иностранных студентов и преподавателей, публикационная активность. ARWU опирается на более фундаментальные показатели, которые сложно изменить за 5 лет. Как следствие, в этом рейтинге представлено минимальное число российских вузов.
Участники программы получали дополнительное финансирование в зависимости от группы, в которую они входили.
Несмотря на дополнительное финансирование, ни один из участников проекта так и не попал в топ-100 мировых рейтингов. Также важно отметить, что появление многих российских вузов в глобальных списках университетов связано, в числе прочего, с развитием самих рейтингов. Times Higher Education в 2015 году включал 400 университетов, а к 2020 – более 1000. ARWU более чем удвоил число участников с 500 в 2016 до 1000 в 2019. Список QS в 2014 году содержал 800 вузов, а в 2020 — 1000.
Тем не менее, Проект 5-100 мотивировал многие российские вузы (не только его участников) задуматься о том, какое место университеты России занимают в мировой системе координат, как они соотносятся с лучшими мировыми практиками и эталонами, оценить свои сильные стороны и определить зоны роста и возможностей. Несмотря на скептический настрой, который был заметен на старте проекта, многим университетам удалось начать интенсивное движение к международным стандартам.
Мы поинтересовались мнением экспертов и представителей российских вузов, насколько успешным они считают Проект 5-100, и узнали, какими им видятся дальнейшие шаги по развитию конкурентоспособности российских вузов.
Владимир Богатырев, ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П.Королёва (участник Проекта 5-100)
— Участие в Проекте 5-100 позволило Самарскому университету переосмыслить стратегию своего развития и переориентировать работу на то, чтобы продвигать свои образовательные программы и результаты исследований на международной арене и выстраивать эффективные коллаборации с зарубежными университетами.
Еще десять лет назад мы даже не задумывались о вхождении в международные рейтинги, не думали, что у нас будут работать иностранные преподаватели, не думали, что откроем двуязычные программы. Но ставились амбициозные цели, выбирались новые задачи. Как результат — изменилось отношение сотрудников, их стиль преподавания, появились международные проекты и новые направления междисциплинарных исследований.
Сначала, в 2013 году, мы прошли конкурсный отбор в Проект 5-100. Еще через три года мы впервые вошли и закрепились в глобальном рейтинге Times Higher Education, а еще через год и в QS. Мы открыли англоязычные программы, сейчас у нас около 1000 иностранных студентов (бакалавры, слушатели, аспиранты) из более чем 70 стран мира. Занятия ведут иностранные преподаватели, на русском и иностранных языках. Так что перемены — разительные. И все это результат коренной трансформации мышления, менталитета сотрудников, их отношения к университету, методам преподавания, роли в исследовательском и образовательном процессах.
Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (участник Проекта 5-100)
— Для Высшей школы экономики участие в Проекте 5-100 стало серьезной возможностью формулировать свои стратегические цели и совершенствовать инструменты развития, сопоставляя их с практиками сильнейших университетов мира. Совместное продвижение российских университетов в глобальные рейтинги, на мой взгляд, уже принесло довольно значимые результаты не только самим вузам и работающим в них преподавателям и ученым, но, безусловно, и нашим студентам, и аспирантам, чье обучение и профессиональное становление происходит в международно признанном контексте. Все это несомненно способствовало укреплению глобальных позиций отечественного образования и науки, что демонстрируют известные статистические индикаторы. На реализацию задач Проекта 5-100 в нашем университете работали все подразделения, и продвижение Вышки в международных рейтингах — результат усилий всего коллектива.
Одним из инструментов развития, который доказал свою результативность, стало формирование центров передовых исследований на базе крупных научных подразделений, успешно сочетающих фундаментальные и прикладные исследования с образовательной деятельностью. Такой статус, в частности, в 2014 году приказом ректора был присвоен Институту статистических исследований и экономики знаний, который уже в течение почти двух десятилетий занимается исследованиями сферы науки, технологий, инноваций, цифровой экономики, образования. Поставленные перед нами новые задачи отвечали стратегии развития Института: мы всегда старались привлекать сильные кадры и кооперировать с ведущими российскими и зарубежными исследовательскими коллективами, постоянно наращивали арсенал научных методов и расширяли спектр исследовательских компетенций и, конечно, стремились к национальному и международному лидерству. Участие в Проекте 5-100 придало серьезный импульс развитию нашей деятельности, причем не только в сложившихся, но и в новых направлениях. В качестве наиболее значимого результата прежде всего отмечу создание с вовлечением талантливой молодежи нескольких научных школ: статистики науки, технологий, инноваций и цифровой экономики; форсайт-исследований и долгосрочного прогнозирования; исследований и проектирования доказательной научно-технической и инновационной политики. Безусловно, ключевой приоритет — трансляция результатов передовых исследований в образовательный процесс.
Уверен, что наиболее действенные инструменты продвижения в глобальные рейтинги вузы продолжат использовать в своей практике и по окончании Проекта 5-100. Например, вдохновившись опытом участия в конкурсах мегагрантов в рамках реализации постановления №220 (считается предшественником Проекта 5-100), Вышка продолжила создавать международные лаборатории уже собственными силами.
При подготовке материала использовались источники:
https://atomicexpert.com/program5-100jumpstart
https://zaochnik.ru/blog/vuzy-proekta-5-100/
https://education.forbes.ru/authors/5-100-experts