4.2. Планирование. Экологические программы
Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды» (1991) планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственных экологических, программ (ст. 17 п. 1).
Под экологической программой понимается увязанный по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям комплекс мероприятий (научно-исследовательского, производственного, социально-экономического, природоохранного, организационно-хозяйственного характера), направленных на решение экологических проблем (использование природно-ресурсного потенциала; здоровье населения; сохранение генетической информации, природы, культуры и др. объектов; экологическое воспитание и образование и т. д.).
Федеральные и региональные экологические программы являются важнейшим средством реализации государственной экологической политики. Рассмотрим более подробно их значение и содержание.
1. Федеральные целевые экологические программы формируются для решения крупных экологических проблем общегосударственного значения. Они характеризуются сложным комплексом мероприятий, проводимых в короткие сроки и требующих значительной концентрации ресурсов для их реализации. Такими проблемами могут быть:
- выполнение международных обязательств Российской Федерации по охране окружающей среды;
- охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса на территории Российской Федерации;
- охрана особо ценных природных объектов федерального значения;
- оздоровление экологической обстановки в бассейнах морей и крупных речных систем;
- реабилитация зон чрезвычайной экологической ситуации (зон экологического бедствия);
- целевые экологические научно-технические программы.
- межгосударственные, целью которых является реализация мер по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров (например, реализация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении*);
- государственные, направленные на обеспечение экологической безопасности страны (например, о финансировании особо радиационно-опасных производств и объектов);
- межрегиональные, имеющие целью обеспечение экологической безопасности на территории ряда субъектов РФ (например, обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование ресурсов его бассейна);
- региональные, целью которых является улучшение экологической обстановки в одном регионе (например, радиационная реабилитация территории Уральского региона, оздоровление окружающей среды Кемеровской области).
- локальные, решающие вопросы принятия неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды в отдельных городах (например, Братске, Нижнем Тагиле). Затраты на федеральные целевые экологические программы включают стоимость разработки реализации программы. Они включают вложения как единовременного, так и текущего характера. В целом стоимость программы оценивается как совокупность прямых финансовых вложений собственно в мероприятия программы и ассигнований в сопряженные сферы для решения программных проблем. Финансовые ресурсы формируются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных средств (средства предприятий) и пр.
- Постановление Правительства РФ от01.07.95 № 670«О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении».
4.2. Экологические программы
Разработка и выполнение экологических программ является одним из ключевых процессов, обеспечивающих успешную реализацию экологической политики. Последовательность создания экологических программ при разработке системы экологического менеджмента может быть представлена в виде схемы, показанной на рис. 19.
Для того чтобы осуществлять свою экологическую политику, организация должна установить целевые экологические показатели. В концепции стандартов ИСО серии 14000 целевые показатели выступают в виде целей (целевых установок), т.е. того, что предлагается достигнуть. Достижение экологических целей служит свидетельством пригодности экологической политики и подтверждением надлежащего функционирования системы экологического менеджмента.
Экологические цели позволяют сконцентрировать внимание руководителей на существующих и перспективных возможностях организации в решении проблем охраны окружающей среды, определяют приоритеты работ в системе экологического менеджмента, обеспечивают понимание работниками направлений достижения конечных результатов в охране окружающей среды. Без четко обозначенных целей деятельность в системе экологического менеджмента является неориентированной во времени и, в конечном счете, может просто стать лишенной смысла.
Экологические цели дополняют другие цели организации, такие, которые связаны с безопасностью и охраной здоровья, качеством, экономикой.
Рис. /9. Последовательность разработки экологических программ
В зависимости от длительности достижения экологические цели могут быть стратегическими, среднесрочными и оперативными. К стратегическим относятся цели. которые предусматривают достаточно длительный период времени — от трех лет и более. К среднесрочным относятся цели, достижение которых предусматривается в период времени от 1 года до 3 лет. К краткосрочным относятся цели, дос-
тижение которых предусматривает период времени до 1 года (обычно такие цели устанавливаются в годовых планах организации). II. наконец, к оперативным целям относят цели. достижение которых должно осуществляться незамедлительно, потребность в постановке таких целей возникает в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Выдвинутая экологическая цель:
• должна быть увязана с экологической политикой:
• иметь конкретный конечный результат;
• быть реально достижимой в пределах наличного или планируемого объема ресурсов;
• иметь определенный срок её достижения:
• иметь возможность объективной опенки результатов её достижения:
• создавать мотивацию для всех участников её достижения;
• не вступать в противоречие с другими целями;
• иметь четкую, лишенную расплывчатости и неопределенности формулировку.
Экологические цели организации должны быть взаимоувязаны между собой. Такая взаимоувязка может быть осуществлена посредством определения главной экологической цели и последующего их развертывания в форме «дерева целей». На рис. 20 приведен пример подобного «дерева целей», построенного на период 2000—2005 г.г. применительно к условному промышленному предприятию. На первом (базовом) уровне определена главная экологическая цель; на втором уровне — цели по основным направлениям природоохранной деятельности: на третьем уровне — цели, установленные для 11 конкретных экологических программ.
При установлении и анализе экологических целей организация должна учитывать требования природоохранных законодательных актов и других нормативных документов, свои значительные экологические аспекты, технологические процессы, финансовые затраты и потребности бизнеса, а также точки зрения заинтересованных сторон. Упоминание о (финансах нс означает, как отмечается в ИСО 14001, что организация обязана применять дорогостоящие природоохранные методологии.
Примерами ло-и оерочных -жологнчееких целен могу] служить следующие выдержки и! иягилетеи «>коло1 ическои иро1р;ш\1Ы мальтнискои компании 5Т\’Иегое]ее1гоше^ но проччвол.сшу полупроводников [ ( ) |:
Рис. 20. Пример построения «нерева целей» предприятия в области охраны окружающей среды
Ресурс’<>сйеремение
Энергия: сократить суммарное потребление •шергии (производством, здания-ми и т.д.) но мсныиеп мере на 5° о ежегодно на миллион долларов продаж, е сокращением на 24″и к концу 1999 I.
ВнОи: сокращать расход воды (на миллион долларов продаж) ш местных источников (трубопроводы, речки, водоносные слои) более чем на 10% ежегодно.
Древесниц: сокращать общее потребление бумажной документации и бумажных изделий на 10″ о.
Регенерации
Энергия : в существенной степени использовать альтернативные источники знер-гии (возобповляемыс.регенерирусмые). Создать к концу 1999 г. не менее 3 опытных установок.
Води- для всех производственных операции достичь уровня использования регенерированной воды. равного 50%) к концу 1997 г. и 90° о к концу 1999 г.
Дренеспнс!: достичь к концу 1995 г. уровня 90% в использовании ре1 оперированной бумаги в тех случаях, когда она должна использоваться, и обеспечить сохранение этого уровня.
Химикаты: ре1 оперировать широко используемые химикаты, такие, как серная кислота, более чем на 30% к концу 1997 г. и на 89% к концу 1999 г.
Выбросы
Воздушные выбросы: постепенно сокращать объемы выбросов всех вредных веществ класса 1 к концу 1996 г.
Сбросы воды: отвечать самым жестким стандартам в части очистки вод везде. где работает компания, на всех участках её размещения но всему миру.
Захоронение мусори: достичь 100%-нои переработки отходов посредством захоронения на 4 уровнях («концепция лестницы») в целях сокращения разложения предпочтительно до 1 года и меньше.
Шум: отвечать критерию «шум от соседа» в любой точке периметра предприятий компании, величина которого не должна превосходить 60 иВ (акуст.). повсеместно с конца 1995 I.
Для того чтобы достичь эколо! ической цели в заданные сроки, устанавливаются плановые экологические показатели и измеряемые характеристики экологической эффективности. Целевые и плановые экологические показатели выступают в роли критериев экологической эффективности.
Разработку экологических программ осуществляют специалисты службы охраны окружающей среды и соответствующих подразделений. В табл. 11 показан пример оформления экологической программы.
Комплекс экологических программ оформляется в виде самостоятельного документа, который подписывается главным экологом, согласовывается с руководителями соответствующих подразделений и утверждается руководителем организации.
Таблица 11 Форма экологической программы
Национальный проект «Экология»
Цель национального проекта «Экология» – кардинально улучшить экологическую обстановку и положительно повлиять на оздоровление россиян. В этой многосторонней работе принимают участие органы власти, исполнители, кураторы федеральных проектов, общественные организации и граждане.
Национальный проект включает в себя 10 федеральных проектов. Работа ведется по пяти направлениям: отходы, вода, воздух, биоразнообразие, технологии. Срок реализации нацпроекта – до 31 декабря 2024 года, по отдельным проектам сроки могут быть продлены.
Федеральный проект направлен на создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, на введение в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию.
Федеральный проект направлен на создание условий устойчивого развития особо охраняемых природных территорий и экологического туризма. Предполагается увеличение совокупной площади ООПТ на территории России. Сроки реализации проекта 01.08.2018.
Федеральный проект направлен на рекультивацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов. Предполагается, что по итогам реализации проекта, существенно улучшатся.
Федеральный проект направлен на сохранение и восстановление водных объектов, включая реку Волга, озера Байкал и Телецкое, вовлечение населения в мероприятия по очистке берегов водных объектов. Сроки реализации проекта 10.01.2019.
Федеральный проект направлен на сохранение и восстановление биоресурсного потенциала и биологического разнообразия водных объектов Байкальской природной территории, снижение антропогенной нагрузки на экосистему озера Байкал, а также на сокращение.
Смотреть ещё
СМИ сетевое издание «Экология России» – нацпроектэкология РФ» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/7110405/page:21/
https://studfile.net/preview/7854811/page:16/
https://ecologyofrussia.ru/proekt/