Статья «Об особенностях реализации модульных программ в системе дополнительного образования детей и взрослых»
В настоящее время при организации образовательного процесса используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе модульные программы.
Модульная программа – это конструкция, построенная на модульном принципе предъявления содержания образования, состоящая из самостоятельных, информационно завершенных и методически обеспеченных модулей, связанных между собой базовой идеей или проблемой, на решение которой они ориентированы.
Совокупность и последовательность модулей, направленная на формирование определенных компетенций, необходимых для достижения определенного уровня обученности по данной программе и сопровождаемая контролем уровня знаний и умений на выходе.
Модульное построение программы увеличивает ее гибкость и вариативность, что позволяет оперативно подстраиваться под запросы обучающихся и учитывать их интересы.
Модуль – самостоятельная, логически завершенная структурная часть дополнительной общеобразовательной программы, в рамках которой изучается несколько учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Отличительными чертами модуля являются: более детальная в сравнении с программой цель; дидактическая задача, которой соответствует принципиально важная учебная информация (теория и практика), нацеленность на конкретные результаты обучения и четко сформулированные критерии оценки; сопровождается контролем знаний и умений обучающихся на выходе; может рассматриваться как самостоятельная программа и, вместе с тем как одна из частей дополнительной программы.
Модулем может быть:
— комплекс дисциплин одной направленности;
— единый комплекс, включающий в себя комплекс дисциплин, предметов, курсов, практик, ведущих к достижению определенной цели.
Модули могут быть инвариантными (обязательными для изучения) и вариативными (обязательными по выбору и необязательными по выбору).
Реализация модульных программ обеспечивает максимальный учёт потребностей обучающихся за счет вариативности и разноуровневости. В отличии от традиционных программ обучающиеся имеют возможности выбора интересующего их модуля, нелинейность их изучения, что обеспечивает построение индивидуальных образовательных планов.
Модульный принцип построения учебного материала обеспечивает реализацию прежде всего краткосрочных программ (не более 4 месяцев). Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 часов. Оптимальный объем модуля – 24-36 часов.
Реализация модульных программ предполагает наличие педагога-организатора. Следовательно, программа может реализовываться в нескольких объединениях (по количеству модулей).
Содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности и автономности. Эффективность усвоения учебного материала повышается, если вводятся стимулирующие звенья.
Модули могут относиться к базовой или вариативной части программы.
Для модулей стартового уровня характерна первоочередная направленность на развитие интереса и мотивации детей к изучению дисциплины, на приобретение базовых знаний и умений, необходимых для работы по дисциплине. Образовательный потенциал модуля данного уровня способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы. Результаты проектной деятельности представляются на уровне образовательной организации.
Модули базового уровня предполагают расширение и углубление знаний по выбранной обучающимися дисциплине. Значительное место отводится теоретической и практической подготовке к выполнению самостоятельных работ по изучаемой дисциплине. Результаты деятельности представляются на уровне образовательного учреждения, на региональных мероприятиях, публикуются в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах.
Модули продвинутого уровня определяют формирование достаточно глубоких специализированных знаний у обучающихся, уверенное овладение методами и практическими приемами деятельности по дисциплине. Существенную роль приобретает ориентирование обучающихся на профессиональную деятельность. Результаты деятельности представляются на мероприятиях различных уровней.
Достоинство модульной программы заключается в том, что разные уровни ее прохождения и модульное содержание позволяют выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов предоставляет возможность обучающимся самостоятельно выбирать пути освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для них интересен. В зависимости от категории обучающихся, их образовательных потребностей и исходного уровня знаний и умений определяется набор модулей, представляющий собой образовательный маршрут для той или иной целевой группы. Фактически каждой категории обучающихся соответствует свой маршрут изучения модульной программы.
1. Буйлова Л.Н. О методических аспектах разработки модульных дополнительных общеразвивающих программ // ПроДОД, № 2 (38), 2022. – С. 5–18.
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// static . government . ru / media / files /3 flgkkkAJ 2 ENBbCFVEkA 3 cTOsiypicBo . pdf (дата обращения: 15.11.2022).
3. Типовые модели организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// xn -38- jlcepm 5 bo . xn — p 1 ai / files / content / navigator / tipovie _ modeli _ organizacii _ obrazovatelnogo _ processa _ po _ dopolnitel _ nym _ obweobrazovatel _ nym _ obwerazviva yuwim _ prorfmmfm . pdf (дата обращения: 15.11.2022).
Модульный принцип построения образовательных программ что это
Изучать только два предмета в течение целого месяца — на семейном образовании возможно и такое. Мы расскажем о модульной программе обучения и том, как её построить в домашних условиях.
Время чтения:
Что такое модульное обучение
Традиционная система образования подразумевает, что несколько предметов будут изучаться одновременно и последовательно. Благодаря ей в среднем каждый год ученик осваивает десять и более дисциплин.
Модульная или блочная система обучения — это кардинально иной подход, при котором в блоке или модуле изучается 2–3 взаимосвязанных предмета. Считается, что это позволяет изучить программу более полно.
Виды модульных систем
Существует два подхода к модульному обучению.
Погружение в один предмет
Выбирается один предмет и изучается разными способами: при помощи лекций, практических занятий и упражнений, чтения дополнительной литературы, обсуждения пройденного и творческих заданий. Заниматься по такому образовательному модулю можно от нескольких недель до полугода — всё индивидуально. После того как ребёнок усвоил материал за один класс или достиг другой образовательной цели, можно переходить к следующему предмету. Этот подход ещё называют «методом погружения», потому что у ученика есть возможность изучить дисциплину настолько глубоко, насколько он захочет.
Взаимосвязанные предметы
В этом случае выбираются два (реже три) близких предмета и изучаются параллельно. Например, можно заниматься до обеда математикой, а после — физикой или в понедельник заниматься русским языком, а во вторник литературой. Во время обучения по модульному курсу указываются взаимосвязи этих предметов. Хороший способ «связать» дисциплины друг с другом — это изучение одной темы, но с разных сторон. Например, про Средневековье можно читать художественную литературу, слушать лекции по истории и писать сочинения о рыцарях. После каждой темы делается подведение итогов. Завершить изучение всех двух или трёх предметов можно творческим проектом, работа над которым объединяла бы весь пройденный материал.
При выборе технологии модульного обучения ориентироваться нужно на личные особенности ребёнка. Например, первый вариант подойдёт для тех, кому трудно переключаться с одного предмета на другой. Такие дети достигнут лучших результатов, если сконцентрируются на чём-то одном. Второй подход больше для непосед, которым скучно сидеть над одним и тем же предметом несколько дней подряд.
Модульный класс
В модульном классе учатся дети одного возраста, как и в обычном. Все изучают модули одновременно в отличие от домашнего обучения. Уроки длятся не 45 минут, а несколько часов. Например, в сентябре у второклашек только русский и литература. Они чередуются через день. Это значит, что по понедельникам, средам и пятницам малыши изучают части речи по три часа. А по вторникам, четвергам и субботам — русские народные сказки по четыре часа.
В таком классе возможны два варианта заданий:
- как в обычной школе — у всех одинаковые упражнения;
- есть набор заданий по теме, из которых ребёнок выбирает те, что ему больше подходят.
Преимущество модульного класса в том, что одна тема каждого предмета изучается углублённо несколько дней подряд. То есть дети не «прыгают» от одной дисциплины к другой, как в обычной школе. Это позволяет эффективнее прорабатывать материал и меньше времени тратить на промежуточные повторения.
Такой вид обучения сложно назвать индивидуализированным, как в домашнем обучении, потому как все занимаются по одной теме. Но задания могут быть разными и подстраиваются под разные уровни усвоения.
Основа модульного обучения
В модульной системе образования у ребёнка есть право выбрать предмет для изучения и виды занятий, а это, в свою очередь, повышает мотивацию. Все принципы модульного обучения основаны на индивидуализации.
Принцип 1. Самостоятельность
Ребёнок в модульной системе должен сам изучить информацию. Взрослый может помочь с поиском материалов, организацией занятий, но ученик сам определяет, сколько времени он потратит на тему и насколько глубоко в неё погрузится. Для этого он должен быть хорошо замотивирован. Задача родителей — помочь ребёнку построить образовательную стратегию.
Принцип 2. Структурирование
Информации в одном предмете много, поэтому важно чётко распределить все темы и виды занятий по ним. Например, решить, по каким темам достаточно будет послушать урок и выполнить упражнения, а по каким стоит добавить исследовательскую или творческую работу. Продумать план модульного обучения нужно вместе с ребёнком: это лучше подготовит его и даст общее представление о предмете.
Принцип 3. Гибкость
Модульная программа обучения хороша тем, что в любой момент можно подстроить её под возможности ребёнка. Например, если он не понимает какой-то материал, можно уделить ему больше времени, чем было запланировано, или попробовать другие методы. Благодаря этому принципу, можно в любой момент поменять документальные фильмы на игры в качестве дополнительного материала или включить в занятия больше творческих заданий.
Принцип 4. Динамичность
Изучение информации в модульной системе начинается с индивидуального уровня ребёнка. Сначала нужно понять базовые знания, а уже потом переходить к чему-то сложному. Важно во время изучения образовательного модуля постепенно повышать сложность информации и требования к её усвоению. Это не только эффективный способ быстро освоить предмет, но и отличная тренировка для мозга.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- доказанная эффективность,
- индивидуализация обучения,
- равномерное распределение учебной нагрузки,
- сокращённые сроки обучения,
- возможность семейного образования дома.
Минусы:
- высокий уровень самоорганизации,
- период адаптации к новой форме.
Как построить модульное обучение
Со свободой семейного образования можно выбрать любую систему. Модульное обучение считается одним из самых эффективных методов, ведь оно предельно индивидуализировано и основано на самоорганизации: ребёнок не просто учится новому, но и тренирует навыки самообразования. Поначалу может быть непривычно и трудно использовать модульную образовательную программу, но следует попробовать. Вдруг это идеальная система именно для вашего ребёнка.
В образовательных экспериментах помогут абонементы для хоумскулеров от «Экстерната и домашней школы Фоксфорда». Занятия на курсах, входящих в пакеты, ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки предоставляются в записи, так что у вас будет материал сразу по всем нужным предметам школьной программы на весь год вперёд. Это позволит распределить время так, как удобно вам, и организовать модульное обучение.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/statya-ob-osobennostyah-realizacii-modulnyh-programm-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-i-vzroslyh-6328196.html
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/modulnoe-obuchenie-na-semejnom-obrazovanii