...

Моторная программа что это

«Моторное планирование как способ развития высших психических функций у детей»

(1 слайд) Одним из эффективных способов формирования высших психических функций является моторное планирование – выполнение моторных программ или моторных упражнений.

(2 слайд) Моторное планирование – это способность планировать и реализовать серию произвольных осознанных движений или действий. Так как моторное планирование требует осознанного произвольного внимания, оно очень тесно связано с когнитивными функциями ребенка. Когда мы учимся выполнять какое-то движение, мы осуществляем контроль. При моторном планировании важен не набор движений, а ритм, последовательность и, конечно же, обратная связь. Моторную программу и упражнения можно применять на любом развивающем занятии, подстраивая его под цели и задачи данного занятия.

(3 слайд) Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Оно появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно совершить новое движение, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное или научиться пользоваться новым инструментом.

Затем, когда ребенок доводит до автоматизма свои действия, это входит в привычку, формируя алгоритмы действия. Т.е., когда действие происходит под контролем это и есть моторное планирование, а когда делаются действия на автомате, как робот или человек на конвейере, то это уже привычка или сформированный навык.

Человек совершая новое действие не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Как только эти действия становятся навыками, то они совершаются легко и быстро, без предварительного обдумывания. Еще один вариант проявления моторного планирования возникает, когда нужно сделать, что-то необычное. Например, завязать непривычный узел, освоить танцевальные шаги или новую операцию на производстве.

(4 слайд) При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности. Планирование это составление алгоритмов (последовательностей), т.е. включает в себя и формирование функцию мышления. Если у ребенка дефицит моторного планирования, возникает конфликт, особенно страдают выраженным дефицитом моторного планирования дети с ОВЗ.

Ребенку с трудностями моторного планирования тяжело осваивать новые навыки, требующие вовлечения тела. Для выполнения правильной последовательности им требуются множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки и дополнительные усилия для выполнения правильных действий речевыми органами. Приобретенные навыки тяжело переносятся в новую и незнакомую для ребенка ситуацию. Подобные ситуации настолько расстраивают ребенка, что он начинает избегать любой активности или игры, связанной с движением, — выполнения новых не свойственных ему, незнакомых моторных схем. Иногда плохая обратная связь от тела не позволяет ребенку скорректировать неправильно выполняемое действие просто потому, что ребенок не может отследить и понять, что не так и как можно сделать по-другому.

Основа моторного планирования и формирование моторных навыков напрямую зависит от четкого сенсорного восприятия своего собственного тела и движения его отдельных частей.

Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также кистевого праксиса, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для выполнения учебных задач и развития речи. Моторные упражнения можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях, внедряя их в любой контекст вашего занятия, а можно использовать, как самостоятельный вид занятия.

(5 слайд) Вашему вниманию, предлагаю одно из моторных упражнений, которое можно использовать вначале любого коррекционно-развивающего занятия: «Кулачок-колечко». Можно сопровождать словами: «Забираем кулачок – отдаем колечко».

(6-7 слайд) Упражнение с нейростаканом, одно из любимых упражнений детей. Главное в этом упражнении поймать ритм и забросить мячик в стакан.

(8 слайд) Следующее упражнение позволяет спланировать не только серию определенных движений, но и дифференцировать неречевые звуки, здесь в частности музыкальные инструменты: если звенит бубен, мы кладем руку на голову, если мы услышим звук колокольчика, мы кладем ручку на живот, если звучит погремушка поднимаем руки вверх.

(9,10,11слайд) Моторные дорожки. На данной моторной дорожке можно отработать несколько программ – формирование крупной мелкой моторики, развитие слухового внимания и формирование длительного речевого выдоха.

(12 слайд) Упражнения с нейромячами. Необходимо правильно научить ребенка делать захват. Существует несколько вариантов захватов: «стаканчик», «чашечка», «обезьянка». При выполнении различных вариантов упражнений главное соблюдать ритмичность.

(13 слайд) Следующее моторное упражнение направлено на развитие слухового внимания: если слышишь «бубен» прыгаем двумя ногами на желтую дорожку, если слышишь «колокольчик» — наступаешь правой ногой на синюю дорожку, а если слышишь «погремушку»-наступаешь левой ногой на красную дорожку.

Вывод: самое главное, это то, что моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных действий, новых материалов. Здесь ключевое слово «новый», «непревычный». Когда ребенок уже наизусть знает свою пирамидку и много раз собирает ее на радость взрослым – это не новое действие, здесь нет моторного планирования – это навык, а именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений. Итак, какой вывод и где найти ключ к успеху? А, дело в том, что не важен сам факт для развития мелкой и крупной моторики, важно какие мы делаем упражнения с ребенком и как. Главный принцип такой, если у ребенка это движение легко получается, быстро его делаем и идем дальше, если не получается, тогда мы останавливаемся и отрабатываем данное движение до тех пор, пока оно не станет получаться легко, быстро, четко и красиво. Идем дальше к освоению новых движений, которое в совокупности и развитием мелкой, крупной моторики, помогут развитию и формированию высших психических функций.

Мастер класс для коллег- логопедов «Применение моторного планирования в структуре логопедического занятия по коррекции звукопроизношения»

Сейчас логопеды много говорят о нейропсихологии, успешно применяют приемы нейропсихологии в своей практике. Ученые всего мира называют XXI век-веком нейронаук. Педагогической практикой доказана целесообразность соединения нейронауки с другими науками, в данном случае с логопедией. Положительное влияние нейропсихологии на коррекцию речи доказано в научных работах А.Р.Лурия, Л.С. Цветковой, Л.С. Выготского, Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, А.В. Семенович, А.Е. Соболевой. Авторами подчеркивается, что ни одна проблема не является изолированной. Речь является средством овладения любой психической операцией. Источниками речевого развития являются: сенсомоторные координации, ритмология и вокализация, обогащенная сенсорная среда, сформированные пространственные представления, постоянное активное коммуникативное взаимодействие ребенка с взрослым окружением.

Я тоже хочу коснуться этой темы, потому что дети с речевыми нарушениями имеют поражение или дисфункцию разных мозговых областей. В процессе дальнейшего развития головного мозга у детей возникают трудности в обучении. Поэтому детям с нарушением речевого развития, необходимо работать не только с «головой», но и всем телом.

С егодня, мне бы хотелось представить применение моторного планирования в структуре моего логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на каждом этапе.

Для чего? Дело в том, что в основе успешного освоения навыков, которыми мы овладеваем в течение жизни, лежит двигательное планирование. Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, на языке нейропсихологии это явление называется ПРАКСИС. Умение говорить и писать это тоже навык, который формируется в движении, точнее в умении планировать движения. Говоря научным языком, нейронная связь, отвечающая за верное произнесение того или иного звука, должна быть настолько крепкой, чтобы мозг мог выполнять параллельно другую задачу, не «отвлекаясь» и не теряя этот навык . Если будет порядок и согласованность действий в крупной и мелкой моторики, то и с речью, её построением, формулированием мыслей проблем не будет.
Ну и наконец, согласитесь, гораздо, интересней автоматизировать звук играючи, в движении, чем сидеть за столом и называть известные всем давным-давно карточки с картинками или чистоговорки . Именно поэтому мои занятия строятся в формате моторного планирования.

Цель автоматизации звуков в движении — использование ребенком поставленного звука в бытовых условиях, а именно доведение звука до автоматизма в свободной речи, уход от «кабинетной речи». Моторная программа строится по принципу «от простого к сложному» и принципу «системности». Мы переходим к автоматизации звука в движении только тогда, когда без дополнительной нагрузки и зрительной опоры ребенок может сделать артикуляционные упражнения или произнести звук легко .

Так например на подготовительном этапе мы выполняем артикуляционную гимнастику шагая по коврикам и одновременно выполняем упр «Качелька», когда этот навык достиг автоматизма, мы усложняем движение, например «выполни наоборот»- язык вверх, а руки опусти вниз. Играя «Пои-итом» одновременно двумя руками, мы выполняем упражнение «Лошадка» и т.п.

Во время автоматизации изолированного звука, опять же повторюсь, звук должен легко произноситься в статической позе, ребенок выполняет инструкцию логопеда: сначала отхлопай столько же, а потом прыгни на коврик произнося закрепляемый звук, усложнить материал можно заданием: «хлопни на один больше или меньше» Здесь мы можем говорить о том, что ребенок переводит фокус внимания с правильного уклада на другую деятельность, когда ребенку необходимо не только контролировать произношение, но и распределить внимание на выполняемые движения.

Этап автоматизации в слогах и словах очень интересен для детей, потому что здесь мы играем в «твистер», ищем по стрелочкам клад, играем с мячом, прыгаем и т.д. при этом решаем задачи, направленные на развитие: ориентации в пространстве, слухоречевой памяти, слухового внимания, грамматического строя речи.

Исходя из своего опыта работы, смело могу заявить, что этап дифференциации звуков происходит быстрее и эффективнее, если работа строится с применением моторной программы. Ведь во время произнесения звуков идет подкрепление позы языка движениями рук или всего тела. Например, дифференцируя звуки с-ш, дети, называя слог, показывают руками позу языка (вверх-низ), что существенно ускоряет процесс развития и коррекции звукопроизношения.

Представленный мною подход на логопедических занятиях, значительно ускоряют процесс введения в речь закрепляемых звуков, благоприятно воздействуют на мозговые структуры, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, способствуют развитию познавательных процессов, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, улучшают сенсомоторный контроль и делают занятие по автоматизации звуков более интересным и продуктивным.

И так как речевая деятельность и артикуляционная моторика требует сложных механизмов контроля за органами речи до тех пор, пока эти умения не станут навыком, то внедрение моторной программы на логопедических занятиях существенно ускоряет процесс введения в речь закрепляемых звуков.

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.

2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.

4. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., МПСИ, 2017.

При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/motornoe-planirovanie-kak-sposob-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funkcij-u-detej-6564165.html
https://infourok.ru/master-klass-dlya-kolleg-logopedov-primenenie-motornogo-planirovaniya-v-strukture-logopedicheskogo-zanyatiya-po-korrekcii-zvukop-6353221.html

Оцените статью