Как работает контрактная система в госзакупках: этапы и последовательность
Kislorod продолжает разбираться в тонкостях закона №44-ФЗ о государственных закупках и помогает НКО понять, что к чему. В этом материале мы выясним, как работает контрактная система в госзакупках и какие у нее есть этапы.
Для начала давайте освежим память о том, что вообще такое контрактная система в сфере госзакупок (обо всех терминах закона №44-ФЗ мы писали в этом материале). Итак, контрактная система – это совокупность всех участников государственных закупок и их действий по составлению и размещению заявок, определению исполнителей, подписанию контракта и выполнению обязательств всеми сторонами.
Контрактная система регулируется:
- Законом №44-ФЗ о госзакупках;
- Положениями Конституции, а также гражданского (касаемо договоров и их исполнения) и бюджетного (касаемо оплаты и других денежных отношений) кодексов РФ;
Кроме того, правовые акты о государственных закупках вправе принимать Президент, Правительство, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления.
Как вы понимаете, контрактная система – это довольно сложный алгоритм, и прежде чем работать с ним, надо для начала разобраться в его этапах.
Этап 1. Планирование и прогнозирование
Первый этап начинается с того момента, когда заказчик (а это, как мы помним, любое учреждение, получающее финансирование из бюджетных средств) определяет свою потребность (государственные/муниципальные нужды): выбирает объект (товар/работу/услугу), который он хочет приобрести; фиксирует его цену (то количество средств, которое он готов на это потратить) и составляет план-график закупок (чаще всего на ближайший год). Этот этап касается только заказчика, но если вы, как поставщик, будете знать о его планах и прогнозах, то сможете «подстроиться» и быть готовым к заявкам – список планов заказчиков на ближайшее время можно найти в открытом доступе – в отдельной вкладке на главном госзакупочном сайте.
Заказчики могут прогнозировать закупки для своих нужд двумя способами: план и план-график. Первый формируется на 3 года сразу (1 текущий и два плановых периода), а второй – на 1 год (календарный). Однако по новым поправкам к закону, вступающим в силу с 1 октября 2019 года, двухэтапная система планирования отменяется, и с 2020 года заказчикам надо будет размещать только план-график, прописанный на 3 года. План обязан быть утвержденным в течение 10 дней после определения сметы. А теперь главное правило – заказчик не может разместить закупку, если ее нет в утвержденном плане-графике. То есть все необходимые товары и услуги заранее тщательно продумываются и прописываются, что, несомненно, очень на руку исполнителям, точнее – их планам.
Этап 2. Определение поставщика товаров/работ/услуг
Уже касается не только заказчиков, но и напрямую поставщиков. Начинается с момента, когда заказчик объявляет закупку и публикует извещение (информацию о закупке) на сайте (Единая информационная система – о ней более подробно в отдельном материале), и заканчивается моментом выбора участника. Кстати, иногда бывает такая ситуация, что торги подходят к концу, но никто не отправил заявку на участие, и тогда процесс заканчивается, а данные торги признаются несостоявшимися.
Этап 3. Сопровождение заключенного контракта (мониторинг, аудит, контроль)
Итак, допустим, вы (как поставщик товаров или услуг) выиграли конкурс и заключили с заказчиком контракт. Но мало просто выиграть, самое «интересное» будет только сейчас, на третьем этапе. Начинается он с момента выполнения вами обязательств и заканчивается подписанием актов приема, оплатой со стороны заказчика и возвратом средств за обеспечение контракта (гарантия выполнения обязательств со стороны поставщика – более подробно об этой мере вы можете почитать в нашем отдельном материале). Конечно же, настоятельно рекомендуем вам при исполнении условий договора руководствоваться принципами контрактной системы, чтобы все прошло гладко, заказчик был доволен вами, а вы – своевременной оплатой за хорошо проделанную работу.
И еще один важный совет: прежде чем подавать заявку на какую-либо закупку, тщательно оцените все свои возможности, потому что если вы не справитесь с поставленной задачей, то понесете большие риски (не получите возврат средств на обеспечение контракта и попадете в список недобросовестных поставщиков). Дайте себе точный ответ: сможете ли вы вообще выполнить все эти условия. Если нет, то рекомендуем вам еще немного «подрасти» и набраться опыта, если да – желаем вам удачи!
Главное в 44-ФЗ для начинающих
Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.
Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.
Кто может участвовать в госзакупках
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:
- Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
- Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
- Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
- Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
- Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
- Являются офшорной компанией.
- Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
- Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.
Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Преференции участникам
Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:
- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
- организациям инвалидов,
- поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Виды закупок
Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:
- открытый конкурс
- конкурс с ограниченным участием
- двухэтапный конкурс
- электронный аукцион
- запрос предложений
- запрос котировок
- закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).
В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:
- По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
- По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победы
Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.
Лучшее сочетание цены и условий исполнения
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировок
Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложений
Лучшее сочетание цены и условий исполнения
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.
Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.
Где проводят госзакупки
Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.
Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.
Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):
- если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
- если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.
Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.
Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.
Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.
Реестр недобросовестных поставщиков
Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.
Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:
- Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
- Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
- Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
- Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
- Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.
Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок. Поэтому он подходит начинающим участникам. Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.
44‑ФЗ простым языком. Часть 1
Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?
Заказчик
Государственные и муниципальные бюджетные учреждения
Поставщик
Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:
- не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
- не принадлежит к оффшорным компаниям,
- также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.
15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
ЭТП
- Сбербанк-АСТ
- АГЗРТ
- ЕЭТП
- РТС-Тендер
- Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ)
- Российский аукционный дом
- ЭТП ГПБ
- ТЭК-Торг
Федеральные органы власти
- Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором — Минэкономразвития)
- ФАС — контролирует и наказывает
- Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
- «Росатом»
- «Роскосмос»
Что регулирует 44-ФЗ?
- Планирование, мониторинг и аудит закупок.
- Отбор поставщиков.
- Заключение контрактов и их исполнение.
- Контроль закупок.
Что не регулирует 44-ФЗ?
- Закупки услуг у международных финансовых организаций.
- Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
- Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
- Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
- Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
- Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
- Плату за участие в закупках.
Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?
- Президент Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- Федеральные органы исполнительной власти;
- «Росатом»;
- «Роскосмос»;
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации
Принципы контрактной системы
Важные определения
Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,
Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.
Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.
Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.
Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.
Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.
Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.
Единая Информационная Система (ЕИС)
Сейчас содержит
- Информацию о закупках, возможность их поиска,
- Шаблоны контрактов,
- Правила нормирования,
- Информацию о рыночных ценах на товары,
- Планы закупок, планы-графики,
- Отчетность по исполненным контрактам,
- Реестр недобросовестных поставщиков.
- Единая регистрация и реестр участников закупок.
- Единый каталог товаров, работ и услуг.
- Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
- Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
Появится в 2021 году
- Электронное актирование и приемка.
- Подача жалоб.
Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.
Организация ЭДО
Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:
- Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
- Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.
Национальный режим
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.
Способы проведения закупок
В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.
Планирование
Основной документ заказчика — п лан-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.
Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.
В описании каждой закупки есть:
- Название, номер, требования к товарам и участникам,
- Способ закупки,
- НМЦ каждого контракта,
- Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
- Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
- Месяц и год объявления закупки,
- Информация о банковском сопровождении контракта,
- Применение критериев оценки закупки и др.
При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.
Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.
Продуктивная и удобная работа с закупками
Начальная цена контракта
Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.
Статьи цикла
- 44-ФЗ простым языком. Часть 2.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 3.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 4.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 5.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 6
- 44-ФЗ простым языком. Часть 7.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 8.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 9.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 10.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 11.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 12.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 13.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 14.
При подготовке материала использовались источники:
https://kislorod.io/prosto-o-slozhnom/kak-rabotajet-kontraktnaja-sistema-v-goszakupkah-etapy-i-posledovatelnost/
https://is-zakupki.ru/material/detail/44-fz-dlya-novychkov
https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1