...

Программа экологического контроля что это

Разработка программы ПЭК в Москве

Программа экологического контроля в Москве (ПЭК) – это оформленный по утвержденной форме комплекс мероприятий, которые должны выполняться всеми предприятиями, относящимися к объектам НВОС I, II, III категории, с целью охраны окружающей среды. Программа производственного экологического контроля помогает осуществлять наблюдение за негативным воздействием, которое оказывает предприятие на окружающую среду. Также ПЭК может помочь исключить возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций на территории предприятия, которые могут повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде.

ЧТО ТАКОЕ ПЭК — ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ?

Для производственного экологического контроля нужно проведение инструментальных измерений и своевременное оформление отчетности, как для руководителей предприятия, так и для контрольно-надзорных органов (например: Роспотребнадзора, Росприроднадзора или Министерства природных ресурсов и экологии). Инструментальные наблюдения повышают эффективность проводимых мероприятий по охране ОС и помогают получить фактические (а не теоретические) сведения об уровне негативного воздействия.

Для осуществления ПЭК инструментальные измерения должны проводиться с привлечением аналитических лабораторий, которые аккредитованы на на выполнение такого рода работ.

Периодичность измерений и показатели, которые служат для контроля, прописываются в программе; полученные результаты измерений анализируются, оформляется отчетность, перечень которой тоже отражен в программе.

Производственный экологический контроль (и в целом охрана окружающей среды) предполагает организацию мероприятий по следующим видам воздействия:

– выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;

– сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;

– отходы производства и потребления.

ПЭК оформляется по утвержденной законодательством форме в соответствии с Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления экологического контроля». Также требования к программе ПЭК изложены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

Образец программы экологического контроля можно скачать здесь: [Образец: программа производственного экологического контроля].

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПЭК — ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ПЭК является внутренним документом предприятия и должна состоять из следующих разделов:

  1. Общие положения.
  2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
  3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников.
  4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления объектов их размещения.
  5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
  6. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законом Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения экологического контроля.
  7. Сведения о периодичности и методах осуществления экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений производственного экологического контроля.

Программа ПЭК для объектов I категории, указанных в пункте 9 ст. 67 ФЗ № 7, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При осуществлении замеров выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах осуществления ПЭК, состоит из документированной информации:

— о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства при осуществлении контроля;

— о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений при осуществлении ПЭК;

— об обращении с отходами производства и потребления при осуществлении контроля;

— о состоянии окружающей среды и ее охране, местах отбора проб, методиках (методах) измерений при осуществлении экологического контроля.

На объектах I категории стационарные источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, в рамках охраны ОС должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического производственного контроля.

Проект создания системы автоматического производственного контроля определяется стационарными источниками и показателями сбросов загрязняющих веществ, подлежащие для автоматического производственного контроля, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации контроля.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В случае, если проект повышения экологической эффективности включает в себя мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения, учета и производственного контроля показателей выбросов, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

Охрана окружающей среды обязывает юридические лица и индивидуальных предпринимателей представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК, методические рекомендации по заполнении отчета о результатах контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Для благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и охраны окружающей среды следует выполнять все требования законодательства. План утверждается уполномоченным лицом на объекте негативного воздействия, либо руководителем организации.

Новые требования к Программе экологического контроля (ПЭК)

С 1 сентября 2022 года Программа производственного экологического контроля (программа ПЭК) разрабатывается в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109. Напомним, что она должна быть у ИП и юрлиц, которые эксплуатируют объекты НВОС I-III категорий.

Программа ПЭК разрабатывается и утверждается для каждого объекта негативного воздействия на окружающую среду. Она подлежит корректировке в течение 60 рабочих дней, если установленные объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ изменились более чем на 10 % из-за изменений в технологии или применяемых сырье, материалах, оборудовании.

Программа ПЭК по Приказу № 109 должна содержать:

  1. Общие положения. В разделе указываются сведения о владельце объекта НВОС и уполномоченном органе, в который сдается регулярная отчетность по ПЭК.
  2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников. Здесь приводятся показатели суммарной массы выбросов по каждому ЗВ, по каждому источнику и по объекту НВОС в целом.
  3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников. В разделе указывают данные по каждому источнику и суммарно по объекту; приводят перечень заключенных договоров водопользования, решениях о предоставление в пользование водного объекта.
  4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения. Раздел содержит информацию по всем отходам по ФККО, которые образуются в деятельности предприятия.
  5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК.
  6. Информацию о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях.
  7. Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Отдельно указываются данные по отходам, охране воздуха, водным объектам. Приводятся планы-графики контроля и перечни необходимых мероприятий.

Отчётность ПЭК формируется и сдается ежегодно, до 25 марта.

Программы, разработанные и утвержденные до 1 сентября 2022 года, действуют, пока не потребуется их корректировка по Приказу № 109. То есть природопользователи продолжают спокойно их применять, пока объемы выбросов или сбросов не изменятся более чем на 10 %.

Приказ Минприроды от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» вступил в силу 1 сентября 2022 года и будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года.

Новый приказ заменил приказ Минприроды № 74 , отменив его действие. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.

Корректировка НПА

Проведена корректировка нормативных правовых актов, на которые ссылается новый приказ.

Приказ Минприроды от 08.07.2009 № 205 (о ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и дренажных вод, их качества) заменен на приказ Минприроды от 09.11.2020 № 903, утверждающий новый Порядок.

В связи с корректировкой нормативных правовых актов изменились и требования к содержанию программы ПЭК, в частности подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов».

Ранее пункт подраздела «Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» разрабатывался в соответствии с отмененным приказом № 205. Согласно новому приказу № 109 этот подраздел называется «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод», как предусмотрено приказом № 903.

Содержание плана-графика контроля стационарных источников выбросов

Приказ № 74 содержит требования, что в план-график не нужно включать источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия. Данный пункт вызывал множество споров, что именно считать границей предприятия, и позволял различно трактовать эту фразу.

Приказ № 109 устанавливает более точную трактовку, поскольку в нем «граница предприятия» заменена на «границу земельного участка объекта».

Также новый приказ однозначно определяет случаи расчетного метода контроля стационарных источников:

  • отсутствие аккредитованных методик измерений загрязняющих веществ;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов;
  • выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта менее 0,1 ед. ПДК.

Из приказа № 109 однозначно понятна ошибочность включения исследований измерений качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ. В соответствии с ним план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предусматривается только для объектов из перечня, предусмотренного пунктом 3 статьи 23 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Содержание подраздела «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»

Новый приказ урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС.

Категория НВОС объекта Периодичность измерений Периодичность измерений по показателю токсичности
Ι-ΙΙ категории не менее 1 раза в месяц не менее 1 раза в квартал
ΙΙΙ категория не менее 1 раза в квартал не менее 1 раза в квартал

Также вводятся требование отбора проб в фоновом и контрольных створах и периодичность проверки работы очистных сооружений.

Проверка работы очистных сооружений осуществляется не реже 2-х раз в год.

Место подачи отчета о ПЭК

В раздел «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» включен абзац о том, что юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ), представляют Отчет в ФСБ.

В данном случае юридические лица подают отчет на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

Учет даты подачи отчета о ПЭК

Впервые приказ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде:

  • если бумажный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
  • если отчет направлен почтовым отправлением, датой подачи считается дата почтового отправления;
  • если отчет подан в электронном виде, за дату подачи принимается дата размещения отчета в Личном кабинете природопользователя, или же дата размещения в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • При представлении Отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется.

Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Программа ПЭК

Программа ПЭК – ответы на часто встречающиеся вопросы.

1 Что такое программа ПЭК?

2 На какой период разрабатывается программа ПЭК?

3 Где и кем согласуется программа ПЭК?

4 Что входит в состав программы ПЭК?

5 Основные этапы оформления программы ПЭК

1 Что такое программа ПЭК?

Программа ПЭК – это комплекс природоохранных мероприятий, которые должно выполнить любое предприятие (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, относящиеся к объектам НВОС I, II, III категории). Эти мероприятия необходимы для контроля за степенью негативного воздействия, которое оказывает предприятие на окружающую среду в результате своей производственной деятельности. Также программа призвана исключить или предотвратить возможность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на территории предприятия, которые могут повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде или здоровью населения.

2 На какой период разрабатывается программа ПЭК?

Программа разрабатывается и утверждается на конкретный период – от одного года до трех лет.

3 Где и кем согласуется программа ПЭК?

В настоящее время программа не подлежит утверждению в надзорных органах. Поэтому она согласовывается и утверждается только руководителем предприятия.

4 Что входит в состав программы ПЭК?

В программе учитывается 3 вида воздействия предприятия:

– выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух через вентиляционные, дымовые трубы, неплотности конструкций;

– обращение с отходами производства и потребления, образующимися в процессе деятельности предприятия;

– сброс загрязняющих веществ в водные объекты или централизованную систему водоотведения.

По каждому виду негативного воздействия составляется перечень инструментальных наблюдений (измерений), которые необходимо провести в течение года с помощью аккредитованной лаборатории, перечень отчетности, которую необходимо оформить и сдать в надзорные органы, а также другие работы, которые следует провести предприятию для ведения экологически чистой деятельности (например, заключение договоров на вывоз отходов со специализированными организациями, переоборудование систем очистки воды, оборудование новых мест накопления отходов, изменение технологии производства для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и так далее).

При наличии утвержденной программы ПЭК у предприятия имеется план мероприятий, которые необходимо провести для соблюдения всех требований природоохранного законодательства. В программу включается не только инструментальный контроль, но и своевременное оформление отчетности с указанием оснований для сдачи, точных сроков и лиц, ответственных за сдачу отчетов на предприятии.

5 Основные этапы оформления программы ПЭК

Проводится инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха;
Делается инвентаризация источников образования отходов производства и потребления;
Инвентаризация источников сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты или централизованную систему водоотведения.
Собирается информации о наличии у предприятия разрешительной документации, назначенного лица, ответственного за охрану окружающей среды, данных о расходе сырья и материалов и т.д.
Оформляется программа ПЭК и согласовывается с уполномоченными сотрудниками предприятия.

В результате проведения всех мероприятий, запланированных в программе ПЭК, предприятие обязано оформить и сдать отчет в территориальный природоохранный орган.

Подводя итог: ООО «РосЭкоАудит» имеет обширный опыт в разработке программ ПЭК для разнопрофильных организаций. Мы осуществляем не только разработку самой программы ПЭК, но и проведение указанных в ней мероприятий при содействии аккредитованных испытательных центров.

Написать письмо [email protected]

При подготовке материала использовались источники:

Разработка программы ПЭК в Москве


https://ecolife.group/zakonodatelstvo/novye-trebovaniya-k-programme-ekologicheskogo-kontrolya-pek/

Программа ПЭК

Оцените статью